Я хочу рассказать о таких заданиях или играх, которые внешне вроде как предназначены развивать какой-то навык, но по сути свое развивающее предназначение не выполняют. Часто в интернете можно встретить примеры задач или заданий с различными ляпами, но я не об этих моментах, которые чаще всего рождаются не от неграмотности автора, а от издержек печатного производства, при котором, увы не избежать, порой, глупых опечаток. Я совсем о другом. Рассмотрим несколько примеров.
Вот пазлы, которые должны были бы научить ребенка соотносить количество предметов с соответствующей цифрой. Ребенок собирает игру, а взрослый думает, что при этом он отрабатывает данный навык.
Но на самом деле с таким пазлом справится даже 2-3 летний малыш, который, возможно, пока совсем не знаком с цифрами, но просто догадался, что элементы пазла следует соединить по цвету. Некоторые родители, возможно, мне, возразят, что мол «соединил - увидел образец и запомнил». Но, как педагог – практик, вас разочарую. Чтобы навык выработался – просто «посмотреть и запомнить» не работает. Обязательно нужно, чтобы малыш именно выполнил задачу сам, то есть подобрал к количеству предметов соответствующую цифру. Если даже игра была предназначена только для изучения цифр, то у ребенка вообще может сложиться ложная ассоциация, что два - это только две машинки, а три - это обязательно три огурца.
Еще один пример. Домино, где вместо точек изображены разные ягоды и фрукты.
В результате ребенок соотносит косточки домино не по количеству ягод, а по самим ягодам. То есть подбирает одинаковые картинки. Поэтому навык соотнесения по количеству не отрабатывается. Если бы, например, две сливы надо было бы соотнести с двумя лимонами, а четыре малины с четырьмя ежевиками, то игра бы выполняла свою функцию.
Еще игра, где нужно собрать картинку: ребенок собирает разрезанную на полоски картинку, в результате чего выстраивается числовой ряд. Очевидно, что собирать числовой ряд, не обращая внимание на картинку, ребенок не сможет.
А вот если бы числа были бы написаны с обратной стороны, то ребенок сначала собрал бы числовой ряд от 1 до 10, а потом проверил себя, перевернув полоски с числами. Если морковка сложилась правильно, то числовой ряд был собран верно.
А тут вообще задание для малышей оформили примерами для старших дошкольников, да еще и с ответами. Без коментариев.
И последний пример, с задачами. Когда ребенок учится считать, очень полезны наглядные задачи, где все изображено и ребенку нужно просто пересчитать нарисованные предметы.
Но если взрослый имеет целью обучить ребенка именно решать задачи, а не просто считать, то задачи с изображенным готовым ответом могут привести к тому, что ребенок будет просто пересчитывать нарисованные предметы. А когда ему предложат решить задачу устно, без иллюстрации-подсказки, не сможет этого сделать. Поэтому следует более внимательно отнестись к подборке задач (не предлагать ребенку задачи с готовыми нарисованными ответами). И всегда просить ребенка решать задачу сначала устно, а только потом наглядно ее разбирать. Иначе опять, вместо навыка, ребенок получает очередную пустышку.
Согласны ли вы с моим мнением? И встречались ли вам подобные пособия – пустышки? Буду рада, если поделитесь своим опытом.