Найти в Дзене
LETA Capital

Как общаться с венчурным фондом: часть 1

Оглавление

Раньше считали что основатель крутого проекта должен ходить по мероприятиям и питч-сессиям, заводить знакомства и покорять венчурных инвесторов своими ораторскими способностями — в общем, заниматься нетворкингом не меньше, чем компанией. Позже парадигма сменилась и доминирующим подходом стала формула “пилить продукт”: не выходить из дома, не совершать ошибку и следить только за ключевыми метриками и финансовыми показателями компании чтобы инвесторы сами потянулись за term sheet. Правда как всегда где-то посередине. Часто основатель стартапа делает ключевые ошибки в коммуникации с потенциальным инвестором, их мы сегодня разберём и подробно опишем путь предпринимателя, ищущего инвестиции в свой проект. Из этой статьи вы узнаете, как попасть на наши радары или на радары практически любого фонда.

С чего начать

Выработайте  пошаговый план. Точка 0 — определить, нужны ли вам венчурные деньги, если да, то зачем, и сколько вы ещё можете строить свой проект без них. Искать инвестиции стоит минимум за полгода до того, как у вас закончатся средства. Желательно раньше, потому что процесс может затянуться. После того, как вы всё выяснили, пора собирать данные о венчурных фондах и параллельно готовить необходимые презентации и документы, которые помогут в общении с инвестором.

Кого вы ходите взять в партнёры на этом непростом пути? У какого фонда портфель будет комплементарен вашему проекту? Какой инвестор сможет принести добавочную пользу кроме денег? Или по крайней мере не будет мешать, закидывать бумажками, отчётами, превращать общение в бюрократию? Всё это предмет изучения.

Перед фандрейзингом у вас на руках должна быть финансовая модель, питч дек (подробная презентация) и one-pager (или его ещё называют тизером) — одностраничный короткий документ, который в сжатом виде отражает основную информацию о стартапе. Идеально, если у вас в команде роли распределены таким образом, что кто-то из основателей сосредоточен на формировании документов, а другой основатель — на поиске инвестора. Полезную инструкцию о том, как делать питч дек, вы можете найти на странице YCombinator, а ещё у них же есть неплохой материал про дизайн презентации, тоже будет полезно изучить.

Куда идти

Физически — никуда. Инвестировав  в более 30 компаний, только с 1 из них мы познакомились на мероприятии. Все остальные раунды случились  благодаря личным контактам, тёплым интро от знакомых из индустрии и даже холодным письмам на общую почту или в Фейсбуке.

-2

Статистика по Leta Fund I и Leta Fund II

Узнать об активных инвесторах через комьюнити

Если вы общаетесь с предпринимателями, которые уже проходили путь поиска инвестиций, стоит обратиться к ним за помощью. Попросите их уделить вам 15 минут, созвонитесь и задайте вопросы об их опыте взаимоотношения с фондами, получите от них рекомендации, запишите советы.

Меня довольно часто просят с вами познакомить. Мы с Александром Чачавой и Сергеем Топоровым занкомы давно, еще со времён моего предыдущего стартапа. Сергей следил за Buddy практически с момента появления идеи, и как только мы по метрикам стали подходить под критерии фонда, мы очень быстро договорились о сотрудничестве. Наше партнерство сложилось, можно сказать, органически. Но надо признать, что мы общались около полутора лет, перед тем, как оно произошло.

Иван Крюков, сооснователь компании Buddy.ai

Если в вашем круге нет таких знакомых, то помогут открытые стартап-комьюнити. Вот самые заметные из них.

  1. Russian Startup Community — группа в Фейсбуке, объединяющая локальное стартап-комьюнити с глобальным. Коммуникация преимущественно на английском языке.
  2. Startup Networking — чат в Телеграме, созданный специально для того, чтобы обмениваться опытом и обсуждать темы, волнующие предпринимателей;
  3. Product Hunt Community Russia — чат в Телеграме, в котором можно не только пообщаться на тему запуска на Product Hunt, но и найти людей, которые смогут ответить на ваши вопросы о процессе поиска инвестиций;
  4. VC Kitchen chat — чат в Телеграме, в котором собрались русскоязычные стартапы и инвесторы со всего мира;
  5. Startup Hub — группа в Фейсбуке для технологических предпринимателей и всех заинтересованных в технологическом предпринимательстве. В ней более 12,5 тысяч участников, среди которых основатели стартапов, работники инновационных отделов корпораций и сотрудники венчурных фондов.

“Окей, Гугл”

Поискать информацию в открытых источниках — тоже нормальная практика. Прошерстить СМИ, зайти на Crunchbase, почитать профильные телеграм-каналы — всё это может помочь в формировании списка наиболее близких для вас инвесторов. Используйте уже существующие списки и на их базе создайте свой, с комментариями, уточнениями и обновлениями. К слову, отличный контент, чтобы поделиться им с комьюнити!

В следующей части поделимся чеклистом, который поможет вам предпринять системные шаги, чтобы общение с венчурным инвестором прошло максимально эффективно.