Картина, на которой Борисов-Мусатов написал свою сестру, а себя -- в уголке.
На заднем плане на тумбе стоит горшок с агавой, которую художник специально притащил из дома для композиции.
Неестественная напряженная поза Борисова-Мусатова в рабочей блузе связана с тем, что он страдал серьезным заболеванием спины и фактически был горбуном, что видно по его фотографиям.
На столике сложной формы лежат розы. Это специальный "самоварный столик", с мраморной доской.
У сестры в волосах -- такие же розы.
Сцена в саду -- инсценировка, как и большинство других картин художника с "прекрасными дамами": это легко определить, потому что такие дамы наряжены отнюдь не по моде 1890-1900-х годов. Эти "старинные" платья по просьбе художника, которому в голову пришло делать картины в духе Ватто, шили его мать и сестры.
Елене на этой картине 15 лет, она еще гимназистка. Только что переболела тифом, поэтому ее волосы были острижены, и тут на ней накладные волосы.
Борисов-Мусатов много писал по фотографиям (тогда это не было "позором"). Вот его фотоэтюды к картине. Однако Елена позировала для картины и "живьем" в саду Борисовых-Мусатовых в Саратове. Известно, что на это ушло около двух недель.
Сестра -- Елена Эльпидифоровна Борисова-Мусатова (1883–1974).
Она была младшей сестрой художника и его постоянной натурщицей («Осенний мотив», «Гармония», «Изумрудное ожерелье», «Водоем» и т.д.). Другая Елена в его жизни была "Владимировна" -- это его жена, мать дочери Марианны. А старшую его сестру звали Агриппина, в браке за Федором Егоровичем Немировым.
На родине в Саратове сестра художника закончила частную гимназию Э. Ульрих, затем, по рекомендации брата, поступлав в Строгановское художественное училище. В эмиграцию не отправилась. Работала художником по фарфору и мануфактуре на заводе Цингеля (Москва). Затем работала переводчиком в Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина. Замужем, очевидно, она не была, детей не имела.
Радищевский музей о ней пишет: "Существенную часть своей жизни она посвятила памяти брата, по сути, не позволив в 1930-1950-е годы предать его имя забвению. Воспоминания Елены о Борисове-Мусатове сегодня хранятся в Отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи. В 1974 Елена Борисова-Мусатова упокоилась рядом с братом на кладбище в Тарусе".
***
Этот "Автопортрет с сестрой", важен, в частности, тем, что это была одна из первых картин. чуть ли не первой, в которой Борисов-Мусатов нащупал те элементы своего "волшебного" мира, которые станут его отдохновением. А для нас -- его визитной карточкой.
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.