Найти тему
Формула-1 с головой

Три "Вильямса" в борьбе за пару миллионов. Чемпионат аутсайдеров 2010-2016.

Вступление.

Формула-1 никогда не была единым механизмом. Всё время появляются такие команды, которые либо сильно вырывались вперёд от всех остальных, либо отставали. Дабы сделать команды примерно одного уровня, всё время принимаются поправки в регламент данного чемпионата. Однако зачастую это касается только технических характеристик: изменение в механических деталях или же редактирование аэродинамического пакета. Однако в этот раз всё произошло иначе.

Кризис FOTA 2009

В 2008 году мир познал мировой кризис. Это отразилось и на Формуле-1. Из-за чего было предложено введение новых ограничений в регламент. Дабы сократить средства на разработку болидов и постараться уровнять скорости болидов из разных групп, было предложено несколько путей: унификация некоторых узлов болида (в данном случае – электронных блоков), это позволило бы сократить отрывы между болидами, ограничение на количество двигателей в сезон и запрет на доработку силовых установок в течение сезона было призвано сократить расходы команд, которые тратили на данные пункты нереально много средств.

Источник: miklinconstruction.com.
Источник: miklinconstruction.com.

Однако эти изменения не дали должного эффекта, в связи с чем было предложено отличное от прошлых изменение регламента. На этот раз командам предлагался выбор того, какому регламенту следовать: либо команды отказываются от ограничения своих затрат, однако им придётся соблюдать различные правила, связанные с разработкой определённых деталей; либо же они соблюдают ограничение бюджета,однако могут практически неограниченно создавать детали для болида.

Такой расклад не устроил не только большинство экспертов, но и почти все команды. Только когда-то легендарный Вильямс согласился на данные изменения. Остальные же команды намеревались бойкотировать чемпионат 2010 года. В связи с чем, была открыта заявка на чемпионат 2010 года для любых коллективов, имеющих минимальный бюджет в 40 миллионов. Заявку отправило целых 13 коллективов. Однако из-за отмены введения данной возможности, большинство команд вышло на старт. И почти все заявки были отклонены. Почти все.

3 коллектива и “их борьба”.

Источник: autonews.ru
Источник: autonews.ru

Помимо ранее известных команд, на решётке Формулы-1 появились новые имена. Самым громким было возвращение в качестве гоночного коллектива немецкого Мерседеса. Однако у самых задворков Формулы-1, находилось 3 коллектива, при этом если сложить их бюджеты в общую сумму, то они не смогут сравниться с затратами даже средних команд. Однако они выкатили свои агрегаты на старт. И это было нечто.

Эти команды участвовали в собственном чемпионате. Лишь изредка им удавалось по итогу гонки опередить хотя бы один из болидов других команд, но это не самое удивительное: за весь год эти команды не смогли заработать хотя бы одно очко. Они даже на подступе к очковой зоне ни разу не были. А это значит что команда могла опередить своих соперников, имеющих столько же средств, только из-за того, что в одной гонке им удалось доехать до финиша когда половина пелотона просто-напросто вылетело. А заработок за высокое место в кубке конструктора даётся только от 10го места и выше. Это значит что, из этих команд только лишь одна получала дополнительный заработок от ФИА, из-за чего их борьба становилась небессмысленной.

3 года игры на выживание

Источник: f1news.ru
Источник: f1news.ru

Первая часть из трилогии противостоянии борьбы “нищих” команд пришлась на 2010 год. Героем этого сезона стал пилот, который пару лет назад прислуживал нынешнему семикратному британцу – Хейкки Ковалайнен. Пока команды HRT и Virgin занимали места ниже 13го места, финн за 19 гонок дважды занимал 13ое место и даже на Гран-При Японии приехал 12ым, что позволило команде Lotus Racing занять 10е место в Кубке Конструкторов, что делало её маленьким, но всё же победителем.

Следующий год ознаменовался изменениями регламента (которые мало как повлияли на расположение сил) и очередным противостоянием между тремя командами-аутсайдерами. На этот раз результаты стали ещё более равными, но к сожалению – хуже. Теперь же команды Lotus и HRT смогли подняться лишь до 13го места, при этом Virgin так и не смог добраться даже до него. Но несмотря на одинаковое высшее место, занятое первыми двумя командами, победителем вновь стал Lotus, так как ветеран Формулы-1 – Ярно Трулли – завоевал 13ое место в самой первой гонке, что и позволило снова команде Lotus завоевать 10ое место в кубке конструкторов.

Источник: gtplanet.net
Источник: gtplanet.net

Последний год существования всех трёх команд был связан с очередным изменением вида болидов, борьбой за чемпионство между Феттелем и Алонсо, а также вновь борьбой за небольшую надбавку, которая даётся за 10ое место среди команд. И в этом году расположение сил немного изменилось: команда HRT даже среди аутсайдеров оказалась аутсайдером, а Marussia (бывшая Virgin) могла обойти Lotus, однако за счёт стараний российского пилота Виталия Петрова и его подвиг в виде 11го места позволила тёмно-зелёным болидам занять заветное 10ое место.

Постепенный уход команд

В конце 2012 года был опубликован состав команд на сезон 2013, однако в этом списке не оказалось HRT, которая из-за финансовых проблем не вышла на старт. И следить уже стало не так интересно за противостоянием двух команд, однако в этот раз 10ое место досталось команде Marussia, оставив в первый раз Lotus остался без денег от FIA. 2014 год стал самым прогрессивным для этих команд: они смогли побороться не только между собой, а ещё и с коллективом из Швейцарии – Sauber. И как в прошлом году команда Marussia перегнала Cosworth (бывший Lotus), но не только за счёт места: Жюль Бьянки заработал первые очки за 5 лет для команды Virgin-Marussia. И за счёт этого они смогли обойти в кубке конструкторов не только себе подобную команду, но и коллектив Петра Заубера.

Источник: adamcooperf1.com.
Источник: adamcooperf1.com.

С 2015 года в пелотоне осталась лишь команда Marussia, где пилоты могли сражаться разве что сами с собой. Последнее 10ое место, и ни одного очка за весь сезон. 2016 год стал красивым завершением истории “нищих команд” – Manor (бывшая Marussia) смогла заработать ещё одно очко, однако этого не хватило, чтобы опередить медленный Sauber (он набрал два очка, хотя частенько оказывался позади Manor). В следствие чего, команда заняла последнее место, и из-за недостатка средств (в том числе и из-за изменения регламента) последняя команда из эпохи “нищих коллективов” покинула мир Формулы-1.

След в истории.

На мой субъективный взгляд, эта борьба была похлеще того, что происходило между командами, имеющими множество вагонов с деньгами. Ибо топовые команды заботятся лишь об одном – занять как можно более высокое место, то команды из “подвала” турнирной таблицы заботятся в первую очередь своей жизнеспособностью, которая коррелирует с результатами гонок. В этом и есть некая романтика нищих команд: либо ты выжимаешь максимум из минимума, либо тебе не место в этом суровом шоу.

Если вам понравилась данная статья, то подписывайтесь на канал, ставьте лайк и рассказывайте друзьям.

Williams продолжает прогрессировать в Формуле-1. По крайней мере на словах. Сможет ли команда выбраться со дна пелотона. Давайте вместе подумаем.

Кто стал лучшим пилотом по итогу 2020 года по версии самой Формулы-1? А она предлагает данную перспективу...