По Пушкину - Опыт, сын ошибок трудных. Греция
Дочь Шура пригласила нас в Грецию, где знакомый предоставил ей для отдыха дом на море. Мы с мужем с удовольствием отправились в путь.
Любая дорога – всегда определённый стресс, особенно когда едешь за границу: незнакомая транспортная система с пересадками, проблемы с языком, перетаскивание вещей и постоянное опасение, как бы чего-нибудь не забыть и не потерять. Этим состоянием повышенной нервозности и пользуются жулики разных мастей. И мы попались на эту тревожную удочку.
При торопливой пересадке с поезда на поезд, с вещами, в незнакомой обстановке в вагоне около нас нарисовался приветливый суетливый «помощник», солидный мужчина, который то подтаскивал к нам наш чемодан, то ронял его, то отодвигал. Потом он указал на две пачки документов на полу – мол, они у мужа выпали из верхних карманов рубашки. Мы удивились и искренне поблагодарили «спасителя». Я убрала документы в сумку, которая всё время лежала у меня на коленях и я за ней вполне осознанно следила. При этом я пеняла мужу, что всё ценное надо хранить в дороге именно так.
На первой остановке почти весь вагон вышел (наверняка часть «пассажиров» работала вместе с «помощником»), а муж, потрогав верхний карман, спросил, положила ли я к себе в сумку кошелёк. «Кошелёк? Какой кошелёк?» – спросила я по классическому сценарию. Кошелька со всеми деньгами (ок. 500 евро) уже не было. Я стала успокаивать расстроенного мужа (не добивать же его сразу претензиями, что он носит всю наличность в доступном для воров кармане, который даже называют «чужой карман») – мол, ничего, не пропадём, у нас ещё банковская карточка есть. И тут запикала смс-ка в телефоне и сообщила, что с банковской карты снимаются деньги. А эта карта, соц. и мед. карты лежали в российском паспорте, находившемся в моей сумке. «Я же держала сумку в руках и не открывала!» – удивилась я. И вспомнила, что на полсекунды приоткрыла сумку, когда клала туда подобранные с пола документы… Мастера! Даже не могу себя обвинять в ротозействе: с нами классно поработали профессионалы-манипуляторы.
К счастью, банковскую карту банк сразу заблокировал на время, а, приехав на место, мы позвонили дочери Маше в Москву и попросили заблокировать её совсем и сообщить о краже паспорта в наше отделение полиции, что она сразу и сделала.
Ещё мы подали заявление в полицию в Греции. Я понимала, что ничего не найдут, но мне, активному гражданину, хотелось, чтобы стражи порядка учли эту ситуацию, произошедшую в поезде, проходящем по их городку, тем более мы могли точно её описать.
С нами был двуязычный человек, который хорошо переводил наш рассказ. Восторга по поводу нашего прихода никто в отделении, понятно, не выказал, но посредник был настойчивым, и нас проводили в кабинет к молодому симпатичному офицеру. Разговор был забавный: «Как зовут вашего папу? (ну это ещё ладно, Греция, чуть не единственная из всех стран признаёт отчества). Как зовут вашу маму? (а это зачем?)». Потом был непонятный вопрос о нашем отношении (участии?) к Великой Отечественной войне (хорошо, не к Куликовской битве). Мы, конечно, увлеклись рассказами о наших отцах-фронтовиках. Потом дело дошло до русских стихов – муж прекрасно их читает. В общем, когда мы уходили, растроганный страж греческого порядка вдруг встал, снял икону со стены и вручил её нам… Ради такого поворота и рассказа об этом стоило понести некоторые материальные потери.
Продолжение было в родной полиции, где мы собирались «заблокировать» и мой паспорт: МВД ведь всё время предупреждает, что по потерянному паспорту мошенники могут взять кредит или ещё что-нибудь криминальное придумать. Дочка Маша позвонила в отделение, и её очень приветливо пригласили придти. Но когда она, симпатичная девушка, появилась на пороге, её встретили не так ласково. Она удивилась, мол, вчера вы по-другому разговаривали. «Так это по телефону, там разговор записывается!» Ну начала она рассказывать ситуацию. «Да ладно, – прервали её, – вы знаете, сколько вашей маме лет? На старости лет она и не то придумает, небось сама потеряла!» Тут Маша очень возмутилась: мама пока в семье главный интеллектуал. Ну, всё же взяли они у неё заявление с описанием реальной ситуации. А когда я вернулась из Греции, сама пошла в милицию восстанавливать паспорт, и в заявлении надо было рассказать историю пропажи, что я подробно сделала. По-моему, пишу я ясно и грамотно, но через некоторое время мне пришёл удививший меня ответ. И иконы уже никто не подарил.
Привожу свой ответ на ответ отделения полиции.
Переписка Горбачёвой с отделением полиции г. Москвы по поводу кражи денег и документов в Греции
Уважаемые господа!
Получила от вас постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (письмо от 30.07.2019 №09-14-5841). Хотела бы высказать недоумение, вызванное данным ответом, и дать пояснения.
Вопрос в том, что кража денег и документов произошла на территории Греции, а бороться с греческой преступностью у меня нет и не было цели, поэтому о возбуждении уголовного дела разговора не шло. Просто о факте пропажи паспорта, других документов и денег я своевременно сообщила, чтобы предупредить использование моих документов в противоправных целях (о чём всё время разъясняется населению в СМИ и т.п.), и в объяснении я точно описала ситуацию, при которой произошла пропажа. Во-первых, объяснение требуется в отделении полиции по регламенту (аналогичное пояснение также оставила в паспортном столе), во-вторых, я считаю, что изложенная мной информация может пригодиться для использования её в памятках туристов, для учёта подобных форм обмана людей в статистике правоохранительных органов и в других гуманитарных целях.
И после всех этих моих активных гражданских действий мне странно получить ответ с текстом: «Из объяснения гр. Горбачёвой Е.В. следует, что она утратила паспорт по своей невнимательности при неизвестных обстоятельствах (?). Также гр. Горбачёва Е.В. пояснила, что противоправных действий в отношении неё не совершалось, факт кражи исключает (?)».
Ну и как это понимать? Я не настаивала ни на каких действиях (типа открытия уголовного дела) по поиску моих документов, тем более денег – но в объяснении и пояснениях я ничего подобного приписываемому мне не сообщала! Можете посмотреть заявления, составленные мной в отделении и паспортном столе. Нельзя же так откровенно подменять факты даже в таком, может быть, не очень важном вопросе!
Кстати, такие же подтасованные ответы даны в письме, присланном моей дочери М.А. Струниной (письмо от 08.07.2019 №09-14-5217), где утверждается, что «при каких обстоятельствах пропал паспорт Горбачёвой Е.В., Струниной М.А. неизвестно. Телефонной связи с Горбачёвой в настоящее время не имеется. От написания заявления Струнина М.А. отказывается».
К сожалению, опять ни слова правды. Историю с кражей я дочери рассказала подробно. Телефонная и все другие виды связи в наше время не проблема. А писать заявления – любимое занятие Марии, она журналист и никогда не отказывается что-нибудь написать.
Обжаловать ваше решение я не собираюсь, но надеюсь, что руководством будут сделаны определённые выводы. Так работать нельзя.
С уважением, Горбачёва Елена Викторовна
Обос-али и почти обокрали. Барселона
Эта история с более удачным концом для наших ценностей, но, к сожалению, опыт нас не полностью научил: вышеупомянутая греческая манипуляция – из той же серии.
Гуляли по парку Барселоны (час езды на электричке от нашего курорта Коста-Браво), народу немного – не час пик. У фонтана взаимно вежливо раскланялись с молодой парой. Пошли к выходу, вдруг сзади призывный крик. Оглядываемся: эта пара машет руками – сначала показывают на небо, где как раз пролетает стайка птиц, потом на рубашку Струнина в зелёных подтёках. Подбегают, начинают салфетками обтирать пятна. Саша им говорит, что салфетки у него самого есть. Девушка тут показывает на меня – на очки и юбку. Они тоже заплёваны. Тут я даже комментирую типа: это страусы что ли пролетели при таком объёме грязи. А Струнин в это время чувствует, что парень, вытирая зелень, выдавливает из бокового кармана джинсов кошелёк, и удерживает его руку. Парочка поняла, что фокус не удался и тут же смылась. Мы принюхались: нас сзади облили из пшикалки горчицей, изображая птичий помёт… Если бы воры добились своей цели, у нас было бы много проблем.
Когда мы сели в электричку на обратном пути, я от нечего делать стала читать памятку для туристов. Первое, что там написано – берегитесь, если вас начнут очищать от грязи (и денег). В общем, есть шутка, что в России все инструкции надо начинать словами: «Ну что, сломал, придурок?»…