Найти тему
Мы, славяне

Кто такой русский князь Олег – скандинав или славянин?

Вообще, этот узкий вопрос является частью более широкой тематики: являлись ли приглашенные из-за моря варяги племени русь скандинавами или же они были славянами, допустим, западными. Т.е. продолжается извечный спор норманистов и антинорманистов. Если Олег – швед или представитель одного из множества тогдашних скандинавских этносов, то и ядро его дружины, те самые русы, неминуемо должны являться северянами. Не было в те времена такого, чтобы чужак командовал войском.

Ежели он славянин, то и сами русы явно были славянами – откуда бы они не взялись, из-за моря или с реки Рось на территории исторической Киевщины, как считают наши братья украинцы. Но в таком случае возникает вопрос: где найти прямые доказательства этого и куда деть основной источник древнерусских событий Повесть временных лет?

Напомню, что сей документ почти однозначно настаивает на скандинавском происхождении русов и человека, который был регентом при малолетнем великом князе из рода Рюрика. Там есть много мест, которые можно толковать неоднозначно, но список олеговых вельмож, подписавших мирный договор с Константинополем, достоин того, чтобы привести его полностью: «Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид». Все они названы представителями рода русского, а ведь среди списка имен есть лишь два, которые можно условно считать славянскими.

-2

В истории, тем не менее, бывает всякое. И имена, в отличие от языка и культуры, заимствуются в первую очередь. К примеру, человек по имени Александр совсем не обязательно будет греком, а тот, кого зовут Роман, не факт, что является римлянином. Тем не менее, перечень имен все же является аргументом в пользу скандинавского происхождения русов, хоть и косвенным.

Равно как и не является доводом славянства Олега то, что тот клянется славянскими богами Перуном и Велесом. Князь мог почитать богов своей новой земли или намеренно ввести наивных греков в заблуждение, дав клятву богами, которые с точки зрения скандинава не имели силу.

Его скандинавские корни подтверждаются несколькими независимыми источниками: исландской сагой о викинге Одде, сюжет которой во многом совпадает с Повестью временных лет; походом русов под командованием Хелгу сначала на хазар, а потом Константинополь, о котором сообщают мусульманские историки; ну и, наконец, сама ПВЛ упорно настаивает, что Олег был родственником Рюрика.

-3

А ведь куча франкских летописей говорит о бурной жизни предводителя скандинавских викингов Рёрика Ютландского, который после 862-о года исчез безвозвратно. Куда же он пропал? Куда, куда, в том же самом году был приглашен править новгородскими словенами.

Как на мой вкус, гипотетическое славянство Олега и пришедших к нам варягов не делает комплимента русской национальной гордости. Новгородские словене, как выходцы из западных славян, теоретически и правда могли пригласить родовитых родственников из-за моря. Но зачем, если они так и так чужаки? Славянские морские разбойники на Балтике точно были, но ничем особым не прославились и кому они нужны в качестве защитников, если есть могучие и многочисленные скандинавы?

На славянстве варягов настаивает Иоакимовская летопись, якобы, найденная у неких монахов, историком 18-о столетия Татищевым. Она вводит несколько новых героев: жену Рюрика Ефанду, новгородского старосту Гостомысла, ну и прочих Скифов и Славенов.

-4

Но никто, кроме его самого, в руках этот документ не держал вообще никто, а язык, на котором якобы была написана летопись, ни в чем не похож на язык ПВЛ, а она безусловно подлинна.

Так что, вменяемых доводов в пользу славянских корней Олега у нас нет, а доказательств противного – предостаточно.