Приветствую вас, друзья. Давненько мы с вами не разговаривали о проблемах нехудожественных текстов. А ведь авторов их значительно больше, чем пишущих художественную прозу. По сути, почти весь контент интернета – это нон-фикшн. Я уже писала ранее, что этим термином сейчас принято обозначать разные жанры нехудожественной литературы, в первую очередь, научно-популярные тексты, мемуаристику, прикладную и деловую литературу.
Статьи, блоги, посты, каналы – весь этот массив информации представляет собой особую форму литературного творчества в жанре нон-фикшн. Конечно, редко какой блогер не мечтает написать и издать книгу, но начинается это творчество именно со статей. Чтобы издать продаваемую книгу, нужно стать популярным блогером, иметь много подписчиков и активную читательскую аудиторию.
И начинается путь успешного блогера и популярного писателя в жанре нон-фикшн с правильного определения своей целевой аудитории (ЦА).
Выбор темы и ЦА
О выборе темы я писала уже в другой статье, но коснусь этого вопроса и здесь, тем более сама считаю его важным условием успеха. Я не скажу ничего нового, если отмечу, что этот вопрос и начинающих авторов интересует в первую очередь. Это в художественном творчестве задумка рождается часто спонтанно.
В нон-фикшн так не получится. Чаще всего автор выбирает тему, которая ему самому интересна, и он обладает по ней разнообразными знаниями, которыми и хочет поделиться с читателями. И бывает, испытывает сильное разочарование, когда не находит отклика. Такой автор искренне недоумевает, как могут быть неинтересны, например, статьи об аномалиях земной коры или о здоровом образе жизни?
Выбирая тему, не стоит судить только по себе, далеко не всегда наши интересы поддерживают окружающие. Чтобы не промахнуться и не тратить усилия и время зря, нужно хорошо изучить свою целевую аудиторию, то есть тех потенциальных читателей, интересы которых совпадают с вашими. Предварительно я советую составить список тем, на которые вы хотели бы писать статьи. Именно список, и чем более он будет разноплановый, тем лучше.
Изучение предпочтений пользователей интернета
Если вы собираетесь начать свой путь автора нон-фикшн с какой-то интернет-площадки (а это, на мой взгляд, вполне логично), то и изучать нужно интересы пользователей интернета. Способов изучения несколько, но я считаю самым эффективным и простым методом использование программы wordstat.yandex.ru.
Анализ интересов по запросам пользователей
Эта программа предназначена для анализа запросов пользователей поисковой системы Яндекса. Здесь вы можете узнать, интересуются ли пользователи вашей темой, ищут ли они информацию, которую вы им хотите предложить.
Для этого в верхней пустой строке окошка задайте вашу тему, сформулировав её максимально кратко. Например: «аномалии земной коры» и нажмите кнопочку «Подобрать» справа.
И вот такую, не слишком оптимистическую картину мы видим. За месяц всего 38 человек интересовались этой темой. Сразу можно сказать, что популярность на ней вы будете зарабатывать, ну, очень долго. Да и большую аудиторию на такой тематике не наберёшь – уж очень она узкая.
Попробуем другую: «здоровый образ жизни».
Вот тут совсем иная картина — 308 160 показов, это не 38. К тому же есть разбивка на наиболее популярные разделы, выделяются запросы по смежным темам. У меня весь список даже в скриншот не убрался.
Но не обольщайтесь. Такая популярность темы одновременно означает и большую конкуренцию. На эту тему, видимо, есть множество уже раскрученных блогов и каналов, с которыми новичку будет сложновато конкурировать. Но это можно проверить потом, другим способом, о котором расскажу ниже. А сейчас попробуем ещё одну тему: «Как написать книгу».
Вот вам результат. На мой взгляд, он более оптимистичный. Да, запросов тут в 2 раза меньше, но, скорее всего, и конкуренции тоже меньше. Если, вы чувствуете себя в силах справиться с такой темой, то можно попробовать.
Это, конечно, только примеры для наглядности. Темы у вас будут свои.
Чем хороша эта программа. Тем, что она показывает именно запросы, то, что ищут пользователи в интернете. Если вы создали блог или канал на Дзен и пишите суперинтересные статьи о жизни ваших соседей, то их, возможно, и будут читать, но никто эту информацию специально искать не станет. А, значит, во-первых, читательскую аудиторию вам придётся набирать долго, потому что это будут совершенно случайные люди. А, во-вторых, и это главное, ваши статьи не будет продвигать Яндекс, так как на них нет запросов пользователей.
Анализ блогов и каналов
Это тоже путь изучения потребностей ЦА, заодно, и знакомство с конкурентами, и анализ возможных перспектив. Для этого можно использовать тот же Дзен. По вашему запросу вы получите список каналов, где освещается выбранная вами тема. По нему можно узнать, насколько она широко представлена на Дзене и есть ли смысл добавлять ещё один канал.
Но конкуренция нестрашна, если у вас есть интересная, уникальная информация, и вы умеете хорошо её подать. Поэтому стоит заглянуть и на сами каналы, почитать статьи – возможно, у конкурентов та информация, что вы считали уникальной, тоже есть.
Заодно посмотрите, много ли у каналов-конкурентов подписчиков, показов, лайков. Это позволит понять, стоит ли браться за выбранную тему.
Но на Дзене свет клином не сошёлся, поэтому поинтересуйтесь и другими сайтами и блогами, специализирующимися по вашей тематике. Хотя здесь количество посетителей вы не узнаёте.
Загляните в социальные сети и на форумы
От сбора информации о своей ЦА в тематических группах соцсетей («ВКонтакте», «Фейсбук», «Инстаграм») двойная польза. Во-первых, вы сможете познакомиться со своей целевой аудиторией, узнаёте, что её больше всего интересует, какие темы активнее обсуждаются, а также выясните стиль общения. Во-вторых, участие в таких группах вам пригодится позднее для продвижения своего блога (канала, сайта). Речь идет не только о прямой рекламе, но и о просто информированности. Ведь чтобы читатели пришли в ваш блог, они, по крайней мере, должны знать, что он существует. Здесь, кстати, очень помогает продвижение статей самой поисковой системой Яндекса. Но это произойдёт только тогда, когда ваши статьи будут соответствовать поисковым запросам.
Вот теперь, когда вы владеете полной информацией о целевой аудитории по разным выбранным вами темам, можно приступить к созданию своего блога, сайта или канала на Дзене. И это будет первый шаг, который, возможно, приблизит вас к написанию книги в жанре нон-фикшн.
Да, чтобы не было вопросов в духе: вот автор советует, а сам-то много ли книг написал? Увидеть часть написанных автором книг в жанре нон-фикшн можно, пройдя по этой ссылке. Познакомиться с каналом ещё проще и ходить никуда не надо. И, да, превращать материалы канала в книгу я не собираюсь. Почему? Лень и неинтересно. Свои писательские амбиции я давно удовлетворила. Поэтому читайте всё тут.