Во время Второй мировой войны погибли 24 чехословацких генерала. Большинство из них было арестовано гестапо за участие в Сопротивлении и расстреляно. Рудольфа Виеста и Яна Голиана, руководивших Словацким национальным восстанием в 1944 году, схватили и казнили в концлагере Флоссенбюрг. Единственный чехословацкий военный в звании выше полковника, участвовавший в Сопротивлении и погибший с оружием в руках - генерал Войтех Лужа.
Он родился в небольшом моравском городе Угерски-Брод 26 марта 1891 года. Военная карьера Лужи напоминает карьеру многих других чехословацких высших офицеров. Призыв в в австро-венгерскую армию вскоре после начала Первой мировой войны - русский плен - готовность воевать за Россию - сначала 1-я сербская добровольческая дивизия и бои в Добрудже , потом 2-й чешско-словацкий стрелковый полк имени Иржи из Подебрад и Зборовское сражение - Сибирь - возвращение на родину через Владивосток.
В 1914 году Войтех Лужа покинул Австро-Венгерскую империю прапорщиком. В 1920 году он вернулся в независимую Чехословакию подполковником.
Между двумя мировыми войнами он сделал неплохую военную карьеру. Получил звание дивизионного генерала, командовал дивизией, корпусом, а во время событий, предшествовавших заключению Мюнхенского соглашения, и самого соглашения - армией. Одно время руководил Военным университетом в Праге. Его прочили на место начальника чехословацкого Генерального штаба.
21 и 29 сентября 1938 года в Праге прошли совещания военной верхушки с президентом Э. Бенешем. На них Лужа занял однозначную позицию: требований Германии не принимать, сопротивляться вне зависимости от того, поддержит ли Чехословакию хоть кто-нибудь. Но он и его сторонники оказались в меньшинстве.
После создания протектората Богемия и Моравия Лужа отказался эмигрировать. Ему предложили присоединиться к организации Сопротивления Obrana národa ("Защита нации"). Ее создавали, в основном, офицеры, которые рассчитывали, что Вторая мировая война будет похожа на первую: Германия увязнет в борьбе с Францией и Англией, тут подключатся США, и когда начнется победное наступление союзников, законспирированные группы поднимут в Чехословакии восстание.
Войтех Лужа не присоединился к этой организации. Он считал, что у "Защиты нации" серьезные проблемы с конспирацией, и ей не удастся втайне сохранить масштабную сеть групп, готовящих вооруженное выступление. И оказался прав. Хотя в каком-то виде Obrana národa существовала до конца Второй мировой, как единую сеть, охватывающую всю страну, ее разгромили еще до конца 1940 года.
Лужа контактировал с другими, мелкими и лучше скрывавшимися группами Сопротивления. Но в 1941 году ему пришлось полностью перейти на нелегальное положение. Он создал собственную группу "Весна", которая занималась, в основном, разведывательной деятельностью, передавая информацию в Лондон. Генерал опирался на лично знакомых ему офицеров.
Летом 1944 года "Весна" объединилась с остатками "Защиты нации" и комитета "Мы останемся верными". Новую организацию возглавил так называемый Совет Трех, где Войтеху Луже досталась роль человека, отвечающего за военные вопросы.
Но тут группой "Весна" плотно занялось гестапо. 13 сентября гестаповцы пытались арестовать Йозефа Уржедника, бывшего связным между несколькими группами Сопротивления и обеспечивавшего убежище Луже и еще нескольким его соратникам. Уржедник встретил врага в своей квартире с пистолетом в руке и погиб в перестрелке.
Войтех Лужа, который в тот момент находился неподалеку от Праги, в Ржичанах, решил перебраться в родную Моравию, где надеялся найти более надежное укрытие. Он взял с собой помощника, лейтенанта Йозефа Кореша. Им предстоял путь примерно в 150 км, и генерал и его спутник рассчитывали пройти его пешком или пользуясь помощью встреченных по дороге крестьян, перебираясь от одного небольшого городка или деревни к другому, чтобы не привлекать внимания.
Но до цели они не добрались. Их путь закончился 2 октября 1944 года в местечке под названием Гриште у городка Пршибислав. В целом, им просто не повезло.
С утра лил дождь. Вымокшие Лужа и Кореш постучали в одну дверь, в другую, прося впустить их и дать высохнуть и согреться. Где-то никого не было, где-то хозяйка не решилась открыть дверь двум незнакомцам. На их беду, очередной дом принадлежал главе поселения Ярославу Гонзе. Он потребовал предъявить документы.
На первый взгляд, с бумагами (Войтех Лужа давно уже скрывался под чужим именем и пользовался фальшивым паспортом, а у Кореша паспорт был настоящий) все было в порядке. Гонза посоветовал им отправиться в небольшую местную гостиницу. Лужа и Кореш, поняв, что в любом случае уже засветились, пошли туда греться и выпить чаю.
Тем временем Гонза встретился с жандармом по имени Йозеф Навратил, который находился в Гриште. Видимо, он принял Лужу и Кореша за провокаторов и на всякий случай рассказал о них Навратилу.
Жандармы в протекторате Богемия и Моравия, как и в любой другой стране, были разные. Одни делали свою работу без особого рвения, а то и сотрудничали с Сопротивлением. Другие - наоборот. К сожалению, Навратил относился ко второй категории. За год до описываемых событий он поймал беглого советского военнопленного, получил за это награду и был не прочь поймать еще кого-нибудь. Он позвонил начальству, и старший сержант Богуслав Мечирж велел ему ждать и не предпринимать ничего без него. Мечирж взял с собой еще одного жандарма, Станислава Кундерку.
Все трое с оружием наготове вошли в гостиницу, где у камина сидели Лужа и Кореш со стаканами чая в руках. Мечирж сразу скомандовал "Руки вверх!"
Лужа успел среагировать он выхватил пистолет и выстрелил. Но его пуля пробила Мечиржу сумку, висевшую у того на боку, а сам жандарм остался невредим. Ответным огнем генерала буквально изрешетили. Он получил девять ран и умер на месте.
Кореш, не успевший достать оружие, получил две пули. Он выскочил в заднюю дверь. Жандармы, не ожидавшие, что им действительно предстоит перестрелка (Мечирж позже заявил, что за 30 лет службы в него стреляли первый раз), его не преследовали. Но помощник Лужи понял, что серьезно ранен, помощи ждать было неоткуда, и он предпочел застрелиться.
Через несколько дней после смерти Войтеха Лужи гестаповские следователи, все же, выяснили, кого убили жандармы в деревне Гриште. Ярослав Гонза получил за свою помощь 3000 крон. Эти деньги он отдал на благотворительность, а сам долго скрывался у родственников, опасаясь мести Сопротивления. Расследование, проведенное после войны, пришло к выводу, что он искренне подозревал в Луже и Кореше провокаторов, работавших на немцев, и его не преследовали.
Для Навратила, Мечиржа и Кундерки эта история закончилась плохо. Дело в том, что у Войтеха Лужи был 21-летний сын Радомир. И он отправился мстить. Но это уже совсем другая история. Вот она
Чехи, русские, цыган и 5 расстрелянных жандармов
Эта статья тоже может вас заинтересовать
Единственный генерал Чехословакии, погибший на Восточном фронте
И еще одна история о чехословацком Сопротивлении: здесь будут перестрелки с гестаповцами, взрывы и все прочее в том же духе.
"Три волхва" против нацистов: неравная схватка
Спасибо всем, кто дочитал до конца. К сожалению, лайки сами себя не ставят, а комменты (но по делу!) сами себя не пишут. Да и канал сам на себя не подписывается. Вся надежда - только на вас, дорогие читатели.
#война #история европы #армия