Что такое Рай? Это слово так прочно и естественно вошло в наш обиход, что произнося его, мы зачастую уже не задумываемся о его истинном значении. Кроме того, понимание рая окружено сегодня множеством мнимых ассоциаций. Рай присутствует в музыке, живописи, литературе, кино.
Ян Брейгель Старший «Рай»
СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РАЕ
РАЙ КАК ПРЕКРАСНАЯ МЕСТНОСТЬ
Чаще всего Рай ассоциируется с живописной местностью. Словосочетания “Райские острова” или “райский уголок” сразу рисуют нашему воображению необыкновенно красивую природу. И это небезосновательно. Ведь один из библейских образов Рая — это образ прекрасного сада.
РАЙ КАК УДОВОЛЬСТВИЕ
В повседневной жизни, рай связывают с удовольствием, счастливой безмятежностью. “Райское наслаждение» - говорят люди о вещах, часто не имеющих ничего общего с раем. Однако, сразу понятно, что такой словооборот указывает на превосходную степень происходящего.
РАЙ КАК ЛЮБОВЬ И ДУШЕВНЫЙ МИР
“С милым рай в шалаше” - гласит известная поговорка. И, действительно, если сердце преисполнено любовью и гармонией, то рай, как состояние души, возможен внутри нас. Счастливая семья, полная любви и заботы, — образ Рая.
Табличка “Если у тебя есть семья”
Рай как абстрактная реальность издавна и до наших дней вдохновляет художников, писателей, музыкантов и режиссеров на создание произведений, касающихся тайны жизни будущего века. Размышления на эту тему самые разные: от небесной лестницы до зала суда.
Микалоюс Константинас Чюрлёнис “Рай”
МОЖЕМ ЛИ МЫ ДОПОДЛИННО ЗНАТЬ ЧТО ТАКОЕ РАЙ?
Рай не входит в пределы нашего жизненного опыта. Поэтому мы не можем его описать, у нас попросту нет для этого слов и необходимой степени воображения. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим его», - читаем мы в первом послании Апостола Павла к Коринфянам (1 Кор. 2:9).
К пониманию Рая мы можем только приблизиться, увидеть его отсвет, опираясь на те образы, которые дает нам Священное Писание и учения святых отцов.
В. М. Васнецов “Блаженство рая”. Роспись во Владимирском соборе, в Киеве.
В Библии Рай – это место жительства Адама и Евы до грехопадения (Быт 2:8).
Один из образов рая - это сад. Он полон растений, животных и птиц. В нем царит гармония между природой и человеком. Этот сад является вещественным для тела, как видимое совершенное жилище, и духовным для души, как состояние благодатного общения с Богом.
Крест, серебро, аметист. Украшен виноградной лозой и райской птицей.
Символы райского сада, такие как птицы, цветы, виноградная лоза нередко используются в современном православном ювелирном искусстве. Ими украшают нательные кресты, киоты для икон. Также они могут служить основой для самостоятельных изделий.
Ажурная подвеска-шар “Райский сад”
Другой образ Рая - это город. Писание называет его “Небесным Иерусалимом”, “Царством Божиим”, в котором вечное блаженство уготовано праведникам и раскаявшимся грешникам. “И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни” (Откр 21:27).
Образ неба здесь используется как что-то запредельно высокое.
Фрагмент из мультфильма “Необыкновенное путешествие Серафимы”
Однако, из учений святых отцов мы знаем, что Рай - это не столько место, сколько состояние души. Это блаженство, происходящее от избытка любви и света, к которому приобщается тот, кто находится рядом с Богом.
СВЯТЫЕ ОТЦЫ О РАЕ:
- Преподобный Исаак Сирин: "Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами".
- Преподобный Симеон Афонский: “Для Рая нужны не постники, не нужны хозяйственники, не нужны опытные и умные, не нужны искусные, не нужны священники, не нужны монахи, - а нужны просто добрые люди”.
- Преподобный Серафим Саровский: “Ах, если бы ты знал, возлюбленный, какая радость, какая сладость ожидает праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить скорби с благодарением”.
- Преподобный Паисий Святогорец: “Каждый в Раю узрит славу Божию в той степени, в какой позволит ему чистота его души”.
- Преподобный Кукша Одесский: “Господи, сподоби хоть с краюшку, да в раюшку”.
Табличка "Господи, сподоби..."
Однозначно про Рай можно сказать, что в нем человек всегда будет с Богом. Христос говорит раскаявшемуся разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в Раю» (Лк. 23:43).
Парадоксально, но согласно учению Церкви, первым из людей вошел в Рай именно этот разбойник. Его называют благоразумным за то, что он всецело раскаялся, осознал свои грехи и смиренно просил Христа помянуть его во Царствии Своем.
Икона. Благоразумный разбойник.
Автор: Луканина Елена