Найти тему
Мурманский вестник

Какого цвета «Калинка»?

Надежда Маркина пишет партитуру лоскутами

Екатерина Андреева

Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев

Ноктюрн по полотну

А вы б ноктюрн сыграть смогли бы по лоскутному полотну? Так можно перефразировать классическую фразу Владимира Маяковского после посещения выставки Надежды Маркиной. Правда, получится сыграть не ноктюрн, а черный блюз.

- Я подготовила это панно для проекта «Ритм энд блюз», организованный журналом «Чудесные мгновения», - рассказала художница. - Попросила музыкантов Мурманской филармонии, они сыграли несколько мелодий, и одна мне очень понравилась. Ее и решила изобразить с помощью кусочков ткани. Мы знаем, что по законам физики луч света разлагается на цвета, оказывается, и каждой ноте соответствует определенный цвет. По теории Ньютона, до - это красный, ре - оранжевый и так далее, последним идет фиолетовый. Единственное, тогда не знала, что ноты бывают 1/4 и 1/8, поэтому сделала не совсем точно партитуру. Внизу простегала одну строчку, как в нотной тетради. Была идея сделать так все произведение, но не хватило времени. С тех пор у меня появилась мечта разложить подобным образом «Калинку», любопытно, какой она получится по цвету.

-2

Надежда Маркина.

Увидеть эту, а также несколько десятков других произведений, можно в главном здании областного художественного музея. В большом зале на третьем этаже разместилась выставка «Текстиль Надежды Маркиной», приуроченная к юбилею члена Союза художников России, мастера декоративно-прикладного искусства. В творческом багаже автора не только лоскутные панно и одеяла, но также кругляши и изделия марийской народной вышивки.

Женское дело

- Почему занимаюсь именно тканью? После художественного училища дала себе слово, что стану заниматься тем, чем не занимаются мужчины. Не хотелось никому переходить дорогу своим творчеством. Сейчас, правда, представители сильной половины человечества тоже увлекаются лоскутным шитьем, - пояснила Надежда Маркина. - Начиналось все с традиционной марийской вышивки. Я же родилась в Марийской АССР, в деревне Кожласола Сернурского района. Когда училась в художественной школе, уроки вышивки проводила заслуженный художник РСФСР Лилия Орлова. Из десяти девочек, которые были в группе, я быстрее всех справлялась с заданиями, поэтому педагог давала мне дополнительные, а также книги, по которым я потом составляла свои композиции. После окончания школы поступила в художественное училище, но все равно каждую субботу ходила к Лилии Орловой заниматься.

-3

Традиционными цветами марийской вышивки являются красный и черный, впоследствии к ним добавились зеленый и желтый, но в небольших количествах. Этот вид рукоделия - исключительно женский в Марий Эл. Дамы предпочитали использовать не лен, а коноплю. Сами ее сажали, собирали, сушили, теребили, ткали и пряли, красили. Красители использовали натуральные. Как правило, это были различные растения, но иногда для нужного оттенка могли к ним добавить, например, ржавый гвоздь.

- Периодически использовали и шелк. Помню, маленькой видела, как мама подруги взяла вышивку на шелке и сделала из нее заплатку на носке. В советское время не все ценили такое творчество, - продолжила Надежда Игнатьевна. - Радует, что сейчас в республике началось возрождение народной вышивки, почти в каждом районе открыты клубы. Как-то зашла в Дом народного творчества в Йошкар-Оле, батюшки, моя работа, откуда она здесь? Потом внимательно посмотрела и поняла, что одна местная жительница повторила один в один мою работу. Но я не огорчаюсь.

-4

Обращение к истокам

Однако не только вышивкой известна Надежда Маркина. Она еще и мастер лоскутного шитья. Знаниями художница делится с подрастающим поколением, ведет занятия в Доме детского творчества Первомайского округа Мурманска.

- Вот панно «На завалинке». Оно очень напоминает те, что шили бабушки в деревнях, соединяя беспорядочно кусочки тканей, - рассказала мастер. - Но я не могу себе позволить такую небрежность, все-таки художник, поэтому отталкиваюсь от существующих веками основ, создавая свои произведения. Также я не сторонница сюжетных работ, их не так много. Традиционными были орнаменты.

Посетители выставки могут увидеть самую первую работу Надежды Игнатьевны, она хранится в фондах музея - «Царь Салтан». Для ее создания автор использовала ткань с узором в виде мозаики, вырезала подходящие элементы и соединила их. Кромку сделала из обрезков ткани шириной пять сантиметров, которые отдала соседка.

- Это сейчас выбор тканей огромен, а раньше был дефицит, приходилось выкручиваться, - с улыбкой сказала художница. - Например, панно «Весна». В нем использованы даже носовые платки. Сейчас проблем нет, мои «богатства» занимают 12 коробок размером 30 на 35 сантиметров, все ткани в них плотно уложены.

-5

Панно «Краски черного блюза».

На фоне других произведений выделяются кругляши. Кусочки тканей в них подобраны и сшиты таким образом, что создается ЗД эффект, который почти гипнотизирует. Мастерству создания таких произведений Надежда Маркина научилась в 1999 году в Школе ремесел в Архангельске. Подобные творения раньше можно было часто встретить в северных деревнях. Угол элементов может быть разным - 45 или 60 градусов, в зависимости от того, как складывать. Собирать кругляши тоже можно по-разному: от центра или от края. Очень многое зависит от сочетания цветов: даже если они примерно одинаковые, эффект может получиться самым неожиданным. Так, для кругляша «Хоровод» художница использовала практически все цвета радуги. Сочные краски, собранные в определенном порядке, создают эффект кружения. «Край морошковый» тоже яркий, но в нем преобладают оранжевые и зеленые цвета. «Весеннее пробуждение» состоит из зеленых, желтых, голубых и сиреневых оттенков. Они очень легкие, нежные, будто небольшая дымка.

- При оценке работы и мастерства автора лично для меня является важным композиция, цветовое решение и качество исполнения, - сказала Надежда Маркина. - Когда училась в третьем классе, мама увидела мою вышивку, у которой концы были разной длины и торчали в стороны, и сказала: «Доченька, лицевая сторона - это то, как ты хочешь выглядеть, а обратная - твой внутренний мир. У девочки должно все быть красиво и с лицевой, и с обратной стороны». Я эти слова запомнила и стараюсь следовать им.

Познакомиться с творчеством члена Союза художников России можно до 21 февраля.

Опубликовано: Мурманский вестник от 26.01.2021