Илья Ефимович Репин с большим уважением относился к православной вере. В разные годы он написал два женских портрета, оба носят название «Монахиня».
Вот это произведение создано в 1878 году.
А другой портрет – в 1887-м.
Как вы думаете, облик какой из героинь больше соответствует монашескому?
Думаю, читатели согласятся – лицо у первой девушки какое-то совсем не монашеское. Слишком юное, даже обиженное немного. Из-под убора видна дерзкая прядка волос. Она держит в руках четки как будто напоказ.
На монахиню больше похожа героиня второй картины – бледная, смиренная, да и не такая уж она и молодая. Видно, что ею многое пережито и монашество – сознательный выбор. На заднем плане теплятся свечи, руки героини спрятаны в рукава.
Так и есть. Дело в том, что первый портрет Репин писал совсем не с монахини, а с мирской девушки – Софьи Алексеевны Шевцовой, дочери архитектора, в чьем доме часто гостил молодой влюбчивый художник. Он был увлечен Софьей, но женился все-таки не на ней, а на ее сестре Вере. А Софья, в свою очередь, вышла замуж за брата художника – Василия.
Если сравнить написанный Репиным портрет Софьи Алексеевны в бальном платье с первой «Монахиней», видно – это практически одно лицо.
Почему же эта девушка превратилась в монахиню, если она ею никогда не была?
Племянница жены художника Людмила Алексеевна Шевцова-Споре вспоминала: однажды, когда Софья позировала Репину, между ними возникла ссора, после которой живописец решил «переодеть» девушку в черную рясу – что называется, на нервах. Однако во время рентгенограммы полотна из-под черных одежд и в самом деле проступили кружева бального платья и веер… Художник не стал стирать нижние слои краски.
Возможно, вторая «Монахиня» была написана как бы в оправдание первой. Верующий художник стремился показать, какой должна быть настоящая невеста Христова. Моделью для картины стала его двоюродная сестра Эмилия Васильевна Борисова, которую он очень уважал. После пострига она получила имя Евпраксия, но художник называл ее Олимпиадой.
Как вы думаете, почему художник «облачил» возлюбленную в монашескую одежду?
Какие эмоции вызывают обе картины?
Делитесь мнениями в комментариях!