Снова здорово, господа и дамы!
Ещё один новый фильм, который я посмотрел по рекомендации двух уважаемых людей, моего бессменного собеседника-киноведа, а также протоиерея Андрея Ткачёва - фильм 2020 года, режиссёра Томаса Винтерберга "Ещё по одной". Томас Винтерберг - человек заслуженный ещё со времён триеровской "Догмы", манифеста северо-европейских кинематографистов, опубликованного ещё в 1995 году, если мне не изменят память. С тех пор много воды утекло, кто-то из режиссёров, подписавших манифест, вообще отошёл от кино, Триер, как известно, окончательно сошёл с ума, а Томас Винтерберг, можно сказать, отошёл от положений манифеста, и хоть и не без рецидивов, но перевоспитался - стал, можно сказать, нормальным человеком. Хотя, надо признаться, в последние годы я не очень следил за его творчеством, после "Торжества" (которое к тому же совершенно не помню), видел только картину "Дорогая Венди", типичный арт-хаус, знаковое кино для хипстеров, вышедшее тогда, когда слова "хипстер" ещё не существовало. Но бог с ними, с хипстерами, сегодня о фильме "Ещё по одной", фильме для взрослого, искушённого зрителя.
Главный герой картины Мартин - учитель истории в том возрасте, когда люди всё меньше и меньше интересуются жизнью. Всё идёт по накатанной - жена постоянно работает в ночную смену, и наверняка завела любовника, дети растут сами, без какого-то особенного участия Мартина, ученики не радуют, да и сама работа ничего кроме тоски не вызывает. Мартин чувствует себя неудачником, и всё вокруг подтверждает эти его мысли. Когда-то он был уличным хулиганом, веселился напропалую, и даже ходил в какой-то танцевальный кружок, где его хвалили... Куда всё это подевалось? Его друзья, педагоги той же школы - тоже попали в эту ловушку возраста. Один из них никак не может встретить ту единственную, с которой можно было бы мирно состариться, другой живёт с богатой женой и тремя детьми, и тоже несчастен, третий... Впрочем. о третьем чуть позже.
Однажды на дне рождения коллеги кто-то рассказывает об экзотической теории, согласно которой человеческому организму не хватает пол-промилле алкоголя для полноценного функционирования. Учителя решают проверить эту теорию. Пол-промилле, как я понимаю, это где-то 150 граммов крепкого алкоголя - небольшая доза, но по той экзотической теории, уровень опьянения нужно постоянно поддерживать. То есть протрезвел - накатил, протрезвел - накатил, и так до вечера. Педагоги с энтузиазмом приступают к делу, и мир вокруг преображается коренным образом.
Сложновато поверить в то, что взрослые мужики не знали о том, что под действием алкоголя улучшается настроение, и мысль в разговоре скачет куда задорнее, чем на трезвую голову - ну да ладно, может, они просто никогда не выпивали во время рабочего дня, а именно это, выпивать на работе - основное условие теории пол-промилле. Фильм "Ещё по одной" - он же не о вреде алкоголизма, он о возрасте. Точнее о наступлении возраста, когда уже что-то изменить трудно, но почувствовать себя живым, бодрым и, самое главное, нужным - очень хочется. И необязательно это ощущение приходит после 50 лет, а главному герою фильма Мартину явно за пятьдесят - это можно ощутить и в 40 и в 45, всё индивидуально.
Из четырёх друзей-педагогов мне больше всех понравился третий, Томми, самый взрослый из них, который ухаживает за парализованной собакой. Он настолько увлекается теорией пол-промилле, что вернуться к обычной жизни уже не сможет. Потому что не захочет вернуться. Этот момент - один из самых щемящих в фильме. Когда человек спокойно и всё понимая, делает выбор. Это происходит так обыденно, так просто, почти фоном, как это и бывает в жизни - и оттого врезается в память крепко-накрепко. Впрочем, ещё и потому, что это, по большому счету, единственная трагедия в фильме, она - не главное, она для иллюстрации более общей мысли...
Фильм "Ещё по одной" Томаса Винтерберга - умный, точный и тонкий, и именно своей деликатностью напрочь выбивается из общего ряда современных фильмов. Сегодняшние режиссёры (а может, продюсеры) считают, что если что-то не дано пятнадцать раз крупным планом, зритель не заметит, не поймёт, не оценит. Отсюда навязчивость, которая очень раздражает - операторы буквально лезут в мозг, композиторы нагнетают до такой степени, что уже хочется расхохотаться... У Винтерберга всё иначе - аккуратно, чётко, без лишних движений развивается режиссёрская мысль: не судите, не бойтесь, не унывайте, не умирайте - живите здесь и сейчас, и плевать, сколько там вам лет. Или такая мысль: пить будем, гулять будем, а смерть придёт помирать будем. Или: мои года - моё богатство, как хочу, так ими и распоряжаюсь. Казалось бы, всё это - манифесты эгоизма, гори, мол, всё огнём, а я буду жить, как хочу. Но в том-то и дело, что мысль эта, может, не самая оригинальная - очень человечна, она нормальна, она добра.
Вот предыдущий громкий фильм Винтерберга "Охота" - он, может, и заслуженный, и жутко оригинальный, и талантливый. Но фильм "Охота" - холодный, как труп в морге, скальпирующий головы зрителей по заветам того самого сколь хулиганского, столь и идиотского манифеста "Догмы". Нет в "Охоте" ничего человеческого, хотя "человеческого, слишком человеческого", того, что имел в виду Ницше - в нём хоть отбавляй. Ведь "человеческое" бывает разное - бывает живое и тёплое, а бывает холодное, мерзкое и липкое. В человеке есть всё, как в капле воды можно увидеть океан - вопрос лишь в том, что из этого "всего" достойно отображения в искусстве.
Для меня фильм Томаса Винтерберга "Ещё по одной" - лучший фильм этого режиссёра, и, может быть, лучший фильм 2020 года. Он снят будто по завету архимандрита Иоанна Крестьянкина, который как-то говорил: "Единственное, что требуется сейчас от каждого из нас - это в мире тьмы нести лучик света. Зажги свою маленькую свечечку во тьме Вселенной, и она станет чуть менее тёмной. Хотя, может быть, этого никто, кроме Бога, не заметит...".
В предыдущих сериях из 2020-х: