На чем будем ездить через 5 лет - Российский авторынок после пандемии
Российский автомобильный рынок переживает не лучшие времена. После падения продаж с 2.8 млн. в 2012 г., последние несколько лет мы топчемся вокруг цифры в 1.5 млн. Пандемия 2020 г. – очередная проблема, которая еще несколько лет будет сказываться на отрасли. Чем это грозит? Давайте попробуем заглянуть в будущее, лет на 5. На мой взгляд, мы увидим следующие последствия.
1. Ряд автомобильных заводов закроется. Если ситуация будет продолжать развиваться по существующему сценарию, то будет проще перечислить те марки, которые останутся. И тут несколько причин. Во-первых, производители десять лет назад пришли в Россию и начали строить заводы в расчете на растущий рынок. По прогнозам он вполне мог взять планку в 5 млн. авто в год. Но этим мечтам не суждено было сбыться. В такой ситуации многим производителям просто нерентабельно содержать заводы в России.
Помимо этого стоит учитывать постоянное переписывание правил по локализации в рамках льгот по промсборке. А на стагнирующем рынке производители не готовы это терпеть. Все-таки Россия не Китай с его рынком более чем в 20 млн. новых авто в год.
2. Многие массовые модели и целые бренды уйдут из России.
Казалось бы, закрытие заводов это еще не конец, ведь машины можно импортировать. Но не все так просто. Здесь надо вспомнить про пошлины для импорта, утилизационный сбор, поддержку местных производств и соответствующий запрет на таможенные льготы и доступ к субсидиям для иностранцев. От всего этого наше Правительство вряд ли откажется, учитывая провозглашенный путь на поддержку национального автопрома. Поэтому стоит понимать, что у импортируемых машин нет никаких шансов конкурировать с локализованными моделями.
Но и наличие завода в России не дает гарантий! Ford - первый иностранец, создавший производство в России, нам уже это доказал в прошлом году. Почему так? Тут надо обратится к такому понятию, как платформа. Это, по сути, унифицированный набор компонентов и комплектующих для создания на их основе линейка автомобилей. Проблема Форда была в том, что каждая его модель была на своей платформе, т.е. по факту уникальной. Это невыгодно. Что делать? Смотрите следующие три пункта.
3. Придет тотальная унификация.
Для того, чтобы «отбить» затраты на платформу, на ней будет производится по несколько автомобилей с разными эмблемами. Это есть и сегодня: Solaris/Rio, Rapid/Polo, переплюнул всех альянс Renault-Nissan – Logan/Sandero/Xray/Duster/Terrano/Kaptur/Arkana/Largus. И это только усугубиться, т.е. машины станут реально технически одинаковые, покупателю останется выбрать только обертку.
4. Потеряем уникальные российские модели.
Новой Весты не будет. Конечно, сейчас никто не собирается снимать ее с конвейера, но шанс на появление полностью новой самостоятельной машины второго поколения ничтожно мал. Дальнейшее развитие возможно по двум сценариям: первый – пересадка Весты на платформу от Логана, второй – глубокий рестайлинг под видом абсолютно новой модели (вспомним Rapid 2019). Та же участь ждет и Гранту.
Классическая Нива aka Lada 4х4 и экс-Сhevrolet Niva доживают последние годы. Нет, названия по-любому сохранят, но это уже будем совсем другие машины. Не ждите постоянного полного привода с дифференциалом и понижайкой. Максимум – кроссоверы с муфтой подключения задних колес на тележке от Дастера.
5. Технологическое отставание от развитых стран.
Снижать затраты на платформу и повышать прибыль можно и еще одним способом. Снижение конкуренции позволит удлинить жизненный цикл моделей и держать их на конвейере до победного, выжимая из старых платформ максимум. Тут главное не повторить рекорды долгожительства Жигулей и Буханки.
Нас и так-то в последние время обходит множество мировых новинок. Вместо них, у нас предпочитают продавать «специально разработанные для России», а по факту устаревшие и/или упрощенные модели. Вы, например, слышали о Hyundai Kona и Skoda Skala? У нас вместо них скучные Крета и Рапид.
6. Социальная дистанция.
Я сейчас не о 1,5 сантиметрах метрах. Все, что я написал выше, не коснется премиум класса. X6, Q7 и прочие GLE с Кайенами никуда не денутся. Еще больше подорожают? Безусловно. Но вряд ли это сильно скажется на объемах продаж - такие машины на последние деньги не покупают. То есть рынок поделится на два полюса: с одной стороны примитивные (но отнюдь не дешевые) одинаковые машины, а с другой импортируемый премиум с широчайшим выбором по двигателям, комплектациям, системам безопасности и т.д., но по космической для большинства россиян цене.
В целом перспективы довольно грустные. Драйверы роста продаж не видятся даже в отдаленной перспективе. Что неудивительно, ведь спрос на автомобили отражает общий уровень жизни в стране, а он не растет.
Еще статьи по теме: