Найти тему
Не хлебом единым

«Лестница добродетелей» апостола Петра

Добрый день, уважаемые читатели "Не хлебом единым". 29 января Церковь вспоминает вериги апостола Петра. Под веригами здесь подразумевается оковы, от которых апостол был чудесным образом освобожден ангелом в Иродовой темнице. Впоследствии апостолу предстоит снова быть закованным в вериги уже в Риме. Сегодня же мы поговорим о той духовной лестнице, на которую взошел апостол Петр и которой предлагает пройти и нам.

Лестница Иакова. https://eparhia-saratov.ru/Articles/neizvestnye-praotcy
Лестница Иакова. https://eparhia-saratov.ru/Articles/neizvestnye-praotcy

При словах «лестница добродетелей» православному человеку сразу вспоминается книга преподобного Иоанна (VIвек ) «Лествица», в которой святой описывает духовный путь восхождения христианской души к Богу. В церковных песнопениях образ лестницы нередко применяется к Божией Матери: «Радуйся лествице небесная, Еюже сниде Бог». Дева Мария – первый человек, достигший обожения. Именно поэтому после Успения Она Своими молитвами помогает христианам подняться по духовной лестнице добродетелей.

Но образ лестницы как пути восхождения древний и дан людям Самим Творцом. Впервые он встречается нам в библейской книге Бытия в истории о праотце Иакове: « И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней» (Быт.28:12 – 13). Сон праведного Иакова открывает нам в символах истинный смысл христианской жизни – встреча с Богом и вечное пребывание с Ним и всеми достигшими Его Царства в любви.

В Новом Завете о цели христианской жизни и средствах, необходимых для ее достижения, особо ясно говорит апостол Петр в своем втором Соборном послании: «…от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества…» (2 Пет. 1:3 - 4).

Перед любым человеком однажды встает выбор: быть с Богом, или нет, ведь в жизни каждого человека есть момент, когда Господь призывает его: призывает через Своих верных служителей, через чудо, через скорбь… Бог призывает человека, а затем терпеливо ждет ответа на Свой призыв. Но выбор человек делает, безусловно, сам.

«Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих». (Втор.30:19-20)

Спасение человеческой души совершается совместными усилиями Бога и самого человека. Со Своей стороны Господь совершил все необходимое: искупил нас от вечной смерти и власти диавола, заповедал совершать Святое Крещение, которое усыновляет нас Небесному Отцу, Таинства Покаяния и Причащения для очищения души и соединения с Богом. Творец даровал нам и заповеди как ступени той самой духовной лестницы, по которой надлежит подняться всякому, желающему приблизиться к Богу.

Что же это за лестница?

Святая лестница, по которой на суд Пилата поднимался Христос. Сейчас находится в Риме.  http://mirprivet.ru/goroda-evropy/rim-kuda-pojti-turistu.html
Святая лестница, по которой на суд Пилата поднимался Христос. Сейчас находится в Риме. http://mirprivet.ru/goroda-evropy/rim-kuda-pojti-turistu.html

Дар Святого Духа, подаваемый человеку в Крещении, можно уподобить семени, а семя, как известно, нуждается в плодородной почве и хорошем уходе. В духовном смысле почвой является сердце человека, а водой и солнечными лучами – добродетели, о которых и говорит далее апостол Петр:

«…удалившись от господствующего в мире растления похотью: вы, прилагая к сему все старание,

покажите в вере вашей добродетель,

в добродетели рассудительность,

в рассудительности воздержание,

в воздержании терпение,

в терпении благочестие,

в благочестии братолюбие,

в братолюбии любовь» (2 Пет. 1: 5-7).

Человеку необходимо приложить все старание к тому, что уже даровано ему Богом и раскрыть свою веру, подтвердить и засвидетельствовать ее перед всеми.

Глядя на лестницу добродетелей, мы видим, что в основании ее лежит вера. С веры и доверия Богу начинается христианская жизнь. Без нее невозможно преодолеть ни одно искушение, невозможно дойти до конца.

А вера проявляется в делах. В своих мыслях апостол Петр здесь перекликается с апостолом Иаковом, братом Господним, который говорит: «Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». (Иак.2:18, 26) Добрые же дела – это не только и не столько дела милосердия, благотворительность. Добрые дела – это исполнение евангельских заповедей, пусть даже и незаметное. То есть не заметить насмешки, упрека, первому пойти на примирение – это доброе дело. Причем в глазах Божиих оно может быть куда важнее даже помощи страждущим, поскольку делается против своей гордыни. Ведь гордыня наша не терпит замечаний…

Примечательно, что в греческом языке слово добродетель (арет`э) используется в Библии также для обозначения великих дел Божиих. А это значит, что подлинная вера в Бога, делает человека способным совершать чудеса. Но главное-то чудо в том, чтобы видеть свои грехи… Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов».

За добродетелью следует рассудительность. Рассудительность – это знание, приобретенное опытом, практическая мудрость, которая помогает правильно поступать в каждой конкретной ситуации и делать верный выбор.

Рассудительный человек, работая над собой, учится воздержанию, а говоря точнее, обладанию собой, с помощью Божией побеждая свои страсти.

Воздержаниепроявляется в терпении. Терпении условий и людей, с которыми в жизни сводит Господь, терпении болезней и скорбей, мужественном принятии воли Божией, какой бы тяжелой она не была.

Архангел освобождает апостола Петра от вериг. Современная икона http://dimitri.moseparh.ru/2019/01/29/29-yanvarya-poklonenie-chestnym-verigam-sv-i-vsexvalnago-apostola-petra-dostojno-i-pravedno-poklonyatsya-verigam-sv-ap-petra/
Архангел освобождает апостола Петра от вериг. Современная икона http://dimitri.moseparh.ru/2019/01/29/29-yanvarya-poklonenie-chestnym-verigam-sv-i-vsexvalnago-apostola-petra-dostojno-i-pravedno-poklonyatsya-verigam-sv-ap-petra/

Благочестие не зря поставлено апостолом Петром на шестую ступень духовной лестницы. Ведь благочестие – это не одна какая-то добродетель, а образ поведения верующего человека. Вот как определяет благочестие апостол Иаков: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак.1:27). Что значит «хранить себя неоскверненным от мира»? Это значит не поступать так, как поступают неверующие люди, бороться со своими страстями, стремиться к Богу и проверять свое поведение Его заповедями.

Благочестие рождает братолюбие, а братолюбие – любовь. В чем разница между братолюбием и любовью? Братолюбие – это любовь к своим родственникам, друзьям, родным по вере. А любовь – это прежде всего жертвенное чувство, которое обнимает всех: ближних и дальних, друзей и врагов.

«Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2Пет.1:3-11)».

Благодарю за прочтение! Святый апостоле Петре, моли Бога о нас!