Добрый день, уважаемые читатели "Не хлебом единым". 29 января Церковь вспоминает вериги апостола Петра. Под веригами здесь подразумевается оковы, от которых апостол был чудесным образом освобожден ангелом в Иродовой темнице. Впоследствии апостолу предстоит снова быть закованным в вериги уже в Риме. Сегодня же мы поговорим о той духовной лестнице, на которую взошел апостол Петр и которой предлагает пройти и нам.
При словах «лестница добродетелей» православному человеку сразу вспоминается книга преподобного Иоанна (VIвек ) «Лествица», в которой святой описывает духовный путь восхождения христианской души к Богу. В церковных песнопениях образ лестницы нередко применяется к Божией Матери: «Радуйся лествице небесная, Еюже сниде Бог». Дева Мария – первый человек, достигший обожения. Именно поэтому после Успения Она Своими молитвами помогает христианам подняться по духовной лестнице добродетелей.
Но образ лестницы как пути восхождения древний и дан людям Самим Творцом. Впервые он встречается нам в библейской книге Бытия в истории о праотце Иакове: « И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней» (Быт.28:12 – 13). Сон праведного Иакова открывает нам в символах истинный смысл христианской жизни – встреча с Богом и вечное пребывание с Ним и всеми достигшими Его Царства в любви.
В Новом Завете о цели христианской жизни и средствах, необходимых для ее достижения, особо ясно говорит апостол Петр в своем втором Соборном послании: «…от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества…» (2 Пет. 1:3 - 4).
Перед любым человеком однажды встает выбор: быть с Богом, или нет, ведь в жизни каждого человека есть момент, когда Господь призывает его: призывает через Своих верных служителей, через чудо, через скорбь… Бог призывает человека, а затем терпеливо ждет ответа на Свой призыв. Но выбор человек делает, безусловно, сам.
«Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих». (Втор.30:19-20)
Спасение человеческой души совершается совместными усилиями Бога и самого человека. Со Своей стороны Господь совершил все необходимое: искупил нас от вечной смерти и власти диавола, заповедал совершать Святое Крещение, которое усыновляет нас Небесному Отцу, Таинства Покаяния и Причащения для очищения души и соединения с Богом. Творец даровал нам и заповеди как ступени той самой духовной лестницы, по которой надлежит подняться всякому, желающему приблизиться к Богу.
Что же это за лестница?
Дар Святого Духа, подаваемый человеку в Крещении, можно уподобить семени, а семя, как известно, нуждается в плодородной почве и хорошем уходе. В духовном смысле почвой является сердце человека, а водой и солнечными лучами – добродетели, о которых и говорит далее апостол Петр:
«…удалившись от господствующего в мире растления похотью: вы, прилагая к сему все старание,
покажите в вере вашей добродетель,
в добродетели рассудительность,
в рассудительности воздержание,
в воздержании терпение,
в терпении благочестие,
в благочестии братолюбие,
в братолюбии любовь» (2 Пет. 1: 5-7).
Человеку необходимо приложить все старание к тому, что уже даровано ему Богом и раскрыть свою веру, подтвердить и засвидетельствовать ее перед всеми.
Глядя на лестницу добродетелей, мы видим, что в основании ее лежит вера. С веры и доверия Богу начинается христианская жизнь. Без нее невозможно преодолеть ни одно искушение, невозможно дойти до конца.
А вера проявляется в делах. В своих мыслях апостол Петр здесь перекликается с апостолом Иаковом, братом Господним, который говорит: «Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». (Иак.2:18, 26) Добрые же дела – это не только и не столько дела милосердия, благотворительность. Добрые дела – это исполнение евангельских заповедей, пусть даже и незаметное. То есть не заметить насмешки, упрека, первому пойти на примирение – это доброе дело. Причем в глазах Божиих оно может быть куда важнее даже помощи страждущим, поскольку делается против своей гордыни. Ведь гордыня наша не терпит замечаний…
Примечательно, что в греческом языке слово добродетель (арет`э) используется в Библии также для обозначения великих дел Божиих. А это значит, что подлинная вера в Бога, делает человека способным совершать чудеса. Но главное-то чудо в том, чтобы видеть свои грехи… Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов».
За добродетелью следует рассудительность. Рассудительность – это знание, приобретенное опытом, практическая мудрость, которая помогает правильно поступать в каждой конкретной ситуации и делать верный выбор.
Рассудительный человек, работая над собой, учится воздержанию, а говоря точнее, обладанию собой, с помощью Божией побеждая свои страсти.
Воздержаниепроявляется в терпении. Терпении условий и людей, с которыми в жизни сводит Господь, терпении болезней и скорбей, мужественном принятии воли Божией, какой бы тяжелой она не была.
Благочестие не зря поставлено апостолом Петром на шестую ступень духовной лестницы. Ведь благочестие – это не одна какая-то добродетель, а образ поведения верующего человека. Вот как определяет благочестие апостол Иаков: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак.1:27). Что значит «хранить себя неоскверненным от мира»? Это значит не поступать так, как поступают неверующие люди, бороться со своими страстями, стремиться к Богу и проверять свое поведение Его заповедями.
Благочестие рождает братолюбие, а братолюбие – любовь. В чем разница между братолюбием и любовью? Братолюбие – это любовь к своим родственникам, друзьям, родным по вере. А любовь – это прежде всего жертвенное чувство, которое обнимает всех: ближних и дальних, друзей и врагов.
«Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2Пет.1:3-11)».