Найти тему
Советская Эра

Редкие ГАЗ-51 на трех осях. Сколько мог перевозить и почему не стали выпускать

Многие кто застал период развала советского союза знакомы с грузовиком ГАЗ-51. Эта модель была настолько популярной, что ее производили еще в нескольких странах по лицензии, а сама машина была разработана еще до Великой Отечественной Войны. Грузовики ГАЗ-51 сходили с конвейера на протяжении 29 лет, и только силами Советского союза было произведено почти 3,5 миллиона единиц данной техники в различных модификациях.

Окончание производства этих моделей грузовиков пришелся на 1975 год, а это ни много ни мало – 46 лет назад. И даже спустя столько времени грузовики ГАЗ-51 можно увидеть в рабочих поселках и частных хозяйствах, где они продолжают исправно трудиться и приносить ощутимую пользу населению. Конечно, есть единицы, которые как памятники стоят во дворах и на придворных территориях, доживающие свой век. Печальное зрелище.

-2

Но в этом выпуске я расскажу про ГАЗ-51 на трех осях. Такие модификации не были в серийном производстве, а считаются опытными образцами. Всего таких трехосных грузовиков было выпущено несколько единиц.

-3

Те водители, которые работали на ГАЗ-51, своими силами стремились как-то модернизировать свою машину, увеличив ее и без того хорошую производительность. Хоть в советском союзе и не было места для мастеров подобного творчества, но все же проявить свою фантазию касательно улучшения машины возможность имелась. Вся работа водителей была четко обозначена планом, выполнение которого зависело от грузоподъёмности машины.

Призыв граждан перевыполнять план
Призыв граждан перевыполнять план

Именно эта техническая характеристика была взята во внимание, что в дальнейшем привело к появлению трехосной модели грузовика на базе ГАЗ-51. Стоит отметить, что предыдущие машины, которые выпускались до ГАЗ-51, были наделены тремя осями, а вот на 51-й модели от такой идеи отказались сразу.

-5

Однако за три года до снятия модели ГАЗ 51 с производства, Орловском опытный завод соорудил трехосный грузовик на базе ГАЗ-51А. Ему дали название НИИАТ-А820. По грузоподъёмности этот грузовик превосходил своего оригинала на 1,5 тонны, т.е. вместо 2,5 тонн он мог перевозить 4.

-6

Его колесная формула была уже 6х2, где средняя ось была ведущей. За счет третьей оси удалось нарастить раму и увеличить объем кузова, что повлияло на увеличение грузоподъемности. Заднюю ось, также снабжали тормозами, как и остальные.

Кроме приобретенных преимуществ, появились и недостатки. Задняя, или как ее еще называют, «ленивая ось», плохо сказалась на общей проходимости машины. А разработанный двигатель еще до военного времени, даже несмотря на различные улучшения, не мог нормально вывозить большой груз. По этим причинам трёхосный ГАЗ-51 и не поступил на конвейер.

-7

А вместе с этой трехосной моделью Горьковском автозаводе уже вовсю производил новые ГАЗ-52 и ГАЗ-53, также в различных модификациях, среди которых были и опытные грузовики на трех осях.