В СССР первым серийным сверхзвуковым бомбардировщиком стал Ту-22. Самолёт предназначался для европейского театра военных действий. Ту-22 не был предназначен для удара по территории США.
Для соблюдения паритета Советскому союзу требовался сверхзвуковой бомбардировщик с межконтинентальной дальностью полета.
Разработку такого самолета, который получил обозначение М-50, поручили КБ Мясищева, так как у них уже имелся опыт строительства дозвукового стратегического бомбардировщика М-4. Задача была сложная и стояла на особом контроле правительства.
Первоначальный проект планера выглядел достаточно экзотически. Он состоял из 2-х частей – тяжелого беспилотного носителя, вмещающий основной запас топлива и пилотируемым самолетом с оружием на борту, который размещался в нижней носовой части носителя.
Беспилотный разгонщик, в сцепке с пилотируемым самолетом, должен был взлетать с аэродрома, а после расходования топлива, пилотируемый самолет должен был отделяться. Но когда стали прорабатывать эту идею детально, то выяснилось множество проблем.
Разбег самолета оказался очень большим, в результате чего конструкторы от этой идеи отказались. Рассматривался еще один не менее экзотический вариант. Суть заключалась, в том, что один более тяжелый самолет буксирует другой, который должен был быть поменьше.
Так экономилось топливо и увеличивая радиус действия связки. Но позже и от этой идеи отказались. Проработав несколько вариантов компоновки, остановились на более привычной, самолетом с нормальной схемой, четырьмя двигателями и треугольным крылом.
До первого полета в летно-исследовательском институте провели испытания уменьшенной модели самолета. Эта модель взлетала с помощью наземной пусковой установки и ракетного ускорителя. Целью этого эксперимента была проверка аэродинамики планера на сверхзвуковых скоростях.
По техническому заданию скорость бомбардировщика должна была составлять не менее 2000 км/ч, а дальность полета не менее 12000 км, а с дозаправкой до 15000 км. Основным оружием бомбардировщика должна была стать 5-ти тонная термоядерная бомба.
К созданию М-50 привлекли более 150 предприятий и более 200 различных научно-исследовательских институтов по всей стране. По сути это была революционная машина. В свой первый полет М-50 самолет отправился в конце октября 1959 года.
Стоит отметить тот факт, что экипаж самолета состоял из двух человек - летчиков-испытателей Николая Горяйнова и Николая Лепко. В экипаже вышеупомянутого бомбардировщика М-4 их было семеро.
Еще на этапе проектирования выяснилось, что расчетная дальность самолета получается меньше заявленной, что не устраивало военных. Командование настаивало на пересмотре всего проекта.
Но Мясищев настаивал приступить к немедленным испытаниям, для отработки важных задач. Военным пришлось согласиться. Высокая скорость полета М-50 с системами радиоэлектронного противодействия должны были стать новой концепцией в бомбардировочной авиации.
Новейшие автоматические системы позволяли на М-50 отказаться от 2-го пилота и бортинженера. Так же убрали и бортовых стрелков, так как оборонительного вооружения на бомбардировщике не было.
Однако отсутствие двигателей с нужной тягой не удавалась разработать в срок. В результате на М-50 были установлены турбореактивные двигатели М16-17, которые имелись в наличие, и вместо 74-х тонн суммарной тяги самолет получил всего лишь 44.
С этими двигателями рассчитывать на двойную скорость звука не приходилось, но отработка машины на дозвуковых режимах была вполне возможна.
К тому времени в СССР активно шли работы по крылатым ракетам. Использование крылатых ракет вместо свободнопадающих бомб позволяло увеличить радиус действия бомбардировщиков на 1500-2000 км.
Также крылатые ракеты позволяли работать бомбардировщику без захода в зону ПВО противника, что повышало шанс на его возвращение. Идея переделки самолета под использование крылатых ракет привела к появлению самолета М-50А.
Параллельно с этим проектом в КБ приступили к разработке бомбардировщика М-56 с тройной скоростью звука. Тем временем испытания М-50 проходили в штатном режиме.
Летные и пилотажные характеристики соответствовали расчетным данным. За год было выполнено 11 полетов. Самолет в одном из испытательных полетов достиг скорости в 1090 км/ч.
Но 3 октября 1960 года вышло постановление правительства о ликвидации КБ Мясищева, а на его базе предполагалось организовать ракетное предприятие Владимира Чаломея. Испытание М-50 естественно прекратили. Последний полет этой машины состоялся 9 июля 61 года на авиа параде в Тушино.
Этот было переломное время, когда руководство СССР сделало ставку на ракеты, как на основное средство доставки ядерного оружия. Многие авиационные проекты свернули. Самого Мясищева назначили начальником центрального аэродинамического института.
Безусловно, Мясищеву хотелось довести этот проект до конца, тем более, что и долгожданные двигатели в 61-ом году уже появились. Но время было упущено и руководство страны не собиралось тратить средства на эту программу.
Не забывайте ставить палец вверх, подписываться на мой канал и оставлять комментарии.
Впоследствии все вышеизложенные действия очень помогут мне в продвижении моего канала. ЖМИ ПОДПИСАТЬСЯ