Единство и борьба противоположностей, или диалектико-материалистические императивы
Жизнь иногда выдвигает свои требования соответствия ей, ее бегу, ее движению.
Ключевое значение диалектического материализма заключается в единстве двух взаимоисключающих друг друга начал, символизирующих собой обновление мира.
Все течет и все изменяется - также верно, как и то, что мир живет в соответствии с правилом единства и борьбы противоположностей.
Причем, если попытаться немного актуализировать вопрос, вынесенный в заглавие, то следует понимать то обстоятельство, что в природе (а природа самым тесным образом связанна с психикой человека) все находится в непременной гармонии, а если и
наблюдается несоблюдение оной или, например, разрушение, то жизненные обстоятельства неким таинственным образом все равно (периодически и индивидуально в каждом случае) подводят человека к пониманию сего факта, и в конечном итоге приближают его к тому гармоничному началу, к которому стремились и в древности, стремятся и сейчас.
Это, если можно так сказать, ключевое положение единства личности индивида и природы. И если личность зависит от психики, от состояния психики, то природа включает в себя помимо космического начала (как определение из классической философии, как платоновской и аристотелевской, так и русской) также и непосредственно социальный уклад, т.е. социум, общество. Сложно сказать при этом что превалирует в отношениях индивида и природы.
Если согласиться с точкой зрения Карла Маркса, и признать, что бытие определяет сознание, то мы должны обратить внимание и на другую модель жизни, когда сначала у индивида формируется определенное сознание (сознание - как проекция его взгляда на окружающий мир), а после уже внешние обстоятельства жизни неким незримым образом вдруг начинают подстраиваться под первоначально возникшие мысли такого индивида.
При этом в иных случаях можно говорить о том, что сам (взятый нами для примера) индивид может и не отдавать себе точный отчет в специфике происходящих действий, а главное даже иной раз и не задумываться о причине, об обстоятельствах, вызвавших само начало подобного движения (фактически подобное движение в таком случае становится похоже на бег по кругу, т.е. без начала, конца, и видимых остановок).
В этом случае такой индивид не просчитывает алгоритма происходящих с ним действий. Причем чаще всего не просчитывает вследствие того, что не замечает, а не замечает потому, что не задумывается об этом.
При этом жизненные движения такого индивида можно понимать как бег на месте (да еще и по кругу), а если на каком-то жизненном этапе он
и делает периодические попытки что-то понять, так у него обычно не хватает ни времени, ни знаний, чтобы действительно понять законы бытия, способные обосновано приблизить такого индивида к пониманию собственных жизненных ошибок с целью исключения оных, и фактическому приближению к гармонии.
При этом возвращаясь к вопросу превалирования духа над материей или материей над духом, следует обратить внимание на многообразие жизни, которую следует понимать в т.ч. и с позиций психического уклада личности, различных личностей.
Поэтому уже в спектре подобного мнения возможно утверждение о том, что в одном случае (у одного индивида) как раз именно общественное положение человека будет в конечном итоге определять его сознание.
То есть он будет мыслить в соответствии со своим имущественным и социальным положением в обществе. Но мы не можем не заметить так часто случавшегося в жизни обстоятельства, когда человек выдумывает
для себя мир, живет в этом выдуманном, иллюзорном, мире, замечает лишь то, что хочет заметить (а это в т.ч. и одно из правил устройства человеческой психики, специфики памяти в частности, и общей
психофизиологии человека в целом), а после неким таинственным образом и окружающий мир вдруг начинает подстраиваться под такого индивида.
Подобное бывает. В этом случае на первый взгляд (т.е. если подходить с позиции материалистического понимания действительности) многое становится непонятно, необъяснимо, и даже в какой-то мере до сверхъестественности нелепо.
Но уже с другой стороны, уже если на миг абстрагироваться от материалистических позиций, и быть может даже (в угоду критикуемому Марксом Гегелю с его метафизикой) взять как раз
метафизическое понимание бытия, ну или хотя бы допустить существование иного подхода, то в этом случае в какой-то мере мы если не пониманием (понять можно то, что эмпирически доказано, или хотя бы предполагается возможность оного), то хотя бы приближаемся к такому пониманию, делаем на пути к этому еще один шаг.
И тогда уже, допустив это, позволим себе повториться, признав (допустив) существование помимо материальной реальности также и дополнительного мира. Пусть пока этот мир пребывает перед нами больше в абстрактном, чем реально различимом виде.
Но само его существование может отрицать лишь тот, кто сумеет доказать обратное, кто стоит исключительно на материалистических
позициях, а то, что недопонимает в силу неразвитости науки, попросту отбрасывает, стараясь не замечать). Но если это так, вспомним хотя бы простой пример со спорами психологов и философов по поводу наличия бессознательного в психике индивида.
Причем даже оказывается так, что бессознательное, в отличие от сознания, контролирует большую часть психики. И поступки, реализуемые индивидом в сознании - были изначально запрограммированы именно в подсознании.
И помимо основателя психоанализа профессора Фрейда (с многочисленными школами бывших учеников и последователей), о роли бессознательного в нашей стране мы встречаем у академиков Лурия, Выготского, Леонтьева и, конечно же, Узнадзе, с его установками.
При этом мы должны говорить и о том, что роль мысли на самом деле весьма велика. С помощью мысли становится возможно программировать человека.
Повторяя какие-то речевые установки, мы дополнительным образом способствует восприятию их мозгом, а если при этом подключаем еще и эмоциональную составляющую, то в мозге образуется своего рода доминанта, а значит и поступаемая в сознание или подсознание (в зависимости от того осознается она или не осознается) информация,
образно говоря, будет помечена знаком плюс, и при последующем поступлении схожей информации - прежняя информация усилится, а значит и возникает значительно больше вероятность, что будет не только воспринята сознанием, но и будет способствовать появлению у индивида мыслей и последующих желаний и поступков (поступки как
проекция мыслей, желаний), т.е. в действии явно наблюдается программирование психики со стороны другого индивида, использующего знания законов воздействия информации на человеческий мозг, т.е. владеющего манипулятивными методиками.
С помощью схожих приемов становится возможным изменять установки объекта манипулирования, объекта воздействия на психику.
Помимо сохранения единого правила повышенной запоминаемости (внушаемости) посредством повторения информации (а значит совпадения новой информации со старой, и образование вследствие
этого доминант, или зон очагового возбуждения в мозге человека), можно говорить и о том, что на повышение запоминаемости, а значит и на формирование установок в подсознании, вследствие которых поведение такого индивида становится явно детерминированным,
влияет подача материала на фоне чрезмерных эмоций. В таком состоянии цензура психики заметно ослабевает, а значит любая, преподнесенная на этом фоне информация, практически беспрепятственно не только откладывается в подсознании (чтобы в дальнейшем влиять на сознание, а значит на мысли и поступки индивида), но и образует в корковых слоях мозга зоны очагового возбуждения, участвуя в формировании доминант. Поэтому при
повторении смысловых оттенков информации индивид, без участия собственного сознания, совершает ряд действий, необходимых манипулятору, использующего такого человека в качестве объекта
собственного информационно-психологического воздействия. И это, опять же заметим, как раз простирается как в русле диалектико-материалистических аллюзий Марса-Энгельса или философско-космической мысли значительного количества классиков философии,
так и лежит в спектре открытых академиками Павловым и Сеченовым принципа спада и возбуждения в мозге человека, и что, опять же, находит подтверждение в нашей жизни, когда практически незыблем
принцип, что после какого-либо подъема - начнется спад, как и наоборот. Все течет, все изменяется, говорили древние. И эта истина проходит сквозь века, находя постоянное эмпирическое подтверждение.)
чемпион мира (США,1998), тренер-психолог 3-х чемпионов мира, преподаватель факультетов психологии, педагогики, ФиС 3-х вузов (1999-2011), автор 250 книг.