Крещение — это Господень, или Господский, праздник, непереходящий, его всегда празднуют 19 января. В нашем году Рождество и Крещение рядом, а в земной жизни Спасителя между этими двумя событиями прошло 30 лет, и о них нам очень мало известно. Только из апокрифических Евангелий, а в них масса явных домыслов в духе героической мифологии.
В возрасте тридцати лет Иисус начинает своё проповедническое служение. За эти три с половиной года происходит не так уж много событий. Первые полгода Иисус проповедует в Иудее, Самарии и Галилее. Он встречается с Иоанном Крестителем и принимает крещение водой в Иордане, хотя Ему — безгрешному — никакое очищение и покаяние были не нужны. Это событие и этот праздник также называют Теофанией, то есть Богоявлением.
Посмотрите на икону "Крещение" из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Предполагают, что она написана двумя замечательными русскими иконописцами — Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным.
Иисус стоит в воде, слева Иоанн Креститель к Его голове руку протянул. Вглядитесь повнимательнее: над головой Иисуса голубь. Он в луче, который сходит с небес: кусочек тёмно-голубого круга, сегмент называется, — так на иконах обозначается Небо — Царство Небесное. А голубь — это Дух Святой. Значит, на этой иконе мы уже видим Бога Сына и Бога Духа Святого. А в Евангелии от Матфея, где описано Крещение, дальше сказано:
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с неба глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение (Мф. 3: 13-17).
Богоявлением этот праздник и называется потому, что в нём явлена была Святая Троица в Своей полноте: Бог Отец — голосом с небес, Дух Святой — в виде голубя, сошедшего с небес, и Сын Божий во плоти, принимающий крещение в Иордане. В сочинениях Отцов Церкви день Крещения Господня называется также Просвещением, Праздником светов, Святыми светами, ибо Бог есть Свет и явился просветить сидящих во тьме и сени смертней (Мф. 4: 16).
Рождество и Крещение Христово, объединённые Святками, составляют как бы единое празднование. В воспоминание о Крещении, когда Господь погружался в воду Иордана, православная церковь издревле совершает великое освящение воды. Накануне праздника — в храмах, а в самый день Крещения — на реках, а также озёрах, поскольку Христос крестился вне храма. Во время чина водоосвящения произносится молитва ко Христу об освящении воды и даровании ей Благодати и силы. Святую крещенскую воду верующие приносят из храма и хранят её целый год, ибо имеет она великую силу.
Учёные выяснили, что в момент освящения меняется сама структура воды. Ведь это Дух Святой освящает воду, и она становится благодатной — чудодейственной. И при этом освящённая вода передаёт Благодать той воде, в которую попадает. Я вообще не понимаю, зачем люди в церкви на Крещение берут святую воду канистрами: ведь достаточно домой принести бутылочку святой воды и влить её в ту же канистру... Кстати, у меня дома уже пять лет стоит бутылочка с водой из того источника, к которому Дева Мария ходила за водой. Я её привезла из Назарета.
На следующий день после Крещения Церковь вспоминает Иоанна Крестителя.
Нонна Яковлева