Михаил Леонидович Томилин г. Клин
Из Москвы в Вологду дорога идёт по старо русским городам и известным местам России. На этом пути ещё со времён Ивана Грозного стояли путевые дворцы в сёлах Алексеевском, Тайницком, сейчас это Москва, на реке Сколбе и других. Вологодская земля тесно связана с именем Грозного царя. В 1528 году его отец Василия III – Василий Иванович, приехал в Кирилловский монастырь с княгиней Еленой Глинской с молитвами о рождении наследника. Впоследствии родился будущий царь Иван Грозный, который став царём пожертвовал монастырю 30000 рублей. В истории Грозный представлен извергом, но при нём казнили лишь за измену, преступления против веры и за мятеж, клевету, разбой, различные виды убийств. Воры стали отправляться на виселицу уже после второй кражи, то есть за 6 преступлений, а вот количество преступлений, за которые Уложение Алексея Михайловича Тишайшего (Романова)грозило смертью, «оставляет далеко позади все Судебники, – оно дает санкцию на казнь в пятидесяти четырех (а по подсчетам некоторых экспертов – в шестидесяти) случаях». Действительно в «тихом омуте черти водятся». Хорошо сказал о нашей истории А. Гулевич в своей книге «Царская власть и революция»: "Национальная история пишется обыкновенно друзьями. История России писалась её врагами!"
На пути город Мытищи находится на волоке, где река Яуза и Клязьма несут свои воды в близи друг от друга, название происходит от «мыто» - налог и «ище» - место где что-то было, например селище, городище, в нашем случае место сбора налога за проезд по волоку. Мытищи славились чистейшей водой, «слава о тайнинских и мытищинских ключах заманивала в Мытищи публику в многочисленные чайные дворы» - попить чайку на знаменитой воде, даже есть знаменитая картина В. Перова «Чаепитие в Мытищах». Сейчас в городе расположен завод «Метровагонмаш» на котором до строительства московского метро делали трамваи, а затем стали выпускать первые вагоны метро по образцу ньюйоркских 1932 года.
Далее Королёв - наукоград, где находится ЦУП, город назван в честь великого русского конструктора ракет Сергея Павловича Королёва, до 1996 года, он назывался Калининградом. Интересно, что есть в России и второй Калининград бывший Кенигсберг, что означает королевский город.
На этой же дороге расположен Сергиев Посад, где на горе Маковица преподобный Сергий основал монастырь, ставший знаменитой Троице Сергиевой Лаврой. По этой дороге шли паломники в лавру. Интересные факты о паломничестве - от Москвы Екатерины II проходила в день 10 вёрст затем возвращалась в карете в первопрестольную, затем на другой день её привозили в карете на тоже место и она проходила пешком следующие 10 верст, так она «пешком» добиралась до лавры. А после постройки железной дороги Мамонтовым, паломники, ходившие пешком из Москвы до лавры, не приняли дорогу, но пример им показали священники, проехав до Сергиева Посада. Паломники стали садиться на поезд, но всю дорогу до цели путешествия ходили от первого к последнему вагону, не присаживаясь.
Далее через города «Золотого кольца» - места рождения коренной Руси – Переславвль Залесский, Ростов Великий, Ярославль в каждый из них необходима отдельная экскурсия. К сожалению в экскурсионных поездках большое внимание и много времени уделяется посещению в каждом городе храмов и монастырей, где рассказывают практически об одном и том же – о иконном ряде иконостаса, церковных праздниках, церковной росписи, превращая туристическую поездку в паломническую. Для того чтобы узнать историю города необходимо в первую очередь посещать местные краеведческие музеи, и новые небольшие местные музеи открытые в последнее время патриотами своих городов. А вообще любой город начинают изучать с вокзала и рынка.
По обочинам дорог произрастает, растение мигрант, беда современной России завоёвывающее себе место на полях Русской равнины – борщевик, почему так? Поля не пашутся и не засеиваются на них в большинстве своём прорастает кустарник, деревья. Нет колхозов и совхозов, не кому с ним бороться. Какая война прошла, только и видишь остовы коровников, зерно токов, мастерских, складов…, что поделать произошла де коллективизация, получаем брошенные поля, деревни снижение рождаемости, уничтожение села, сельского уклада жизни, то на чём всегда стояла Россия, и откуда она черпала силы. Поэтому и молочные продукты сейчас не качественные, много подделок, из молока не сделать, как раньше простокваши, сразу тухнет.
Перед границей Вологодской области не большой городок Данилов у него интересный герб медведь с секирой и шахматная доска, медведь и секира, что говорит о принадлежности города Ярославской области, а шахматы связаны с подарком горожан Петру Первому. Проезжаем Грязовец, название города связано с болотами его окружающими, в нём сохранилось много зданий XIX века, он один из многих малых городков, со старым историческим центром, с преимущественно каменными особняками конца XIX- начала XX веков. Рядом несколько монастырей: Корнилиево - Комельский, Павло - Обнорский, Арсениево - Комельский. В 1987 году в разгар перестройки в городе снимали знаковый фильм того времени фильм «Город Зерро»
Вологодская область занимает территорию 144500 квадратных километров по площади больше чем вместе взятые Дании, Бельгии, Голландии и Швейцарии, население области всего лишь 1 миллион 187 тысяч человек, а население вышеперечисленных стран 42 миллиона 812 тысяч. В ней 26 районов, 70% территории области занимают леса. Край голубых озёр, их только крупных более 200, а всего 4240 озёр площадью больше гектара и 1870 рек. Едешь и радуешься необъятными просторами, чистоте, свежести, неброской щедрой русской природе, непокорной северной земли. Лучше А. Блока не сказать: «Вот русская действительность, всюду куда не оглянешься даль, синева и щемящая тоска неисполненных желаний…Нет ни времени ни пространства на этом просторе». Чувства и ощущения, похожи на те что испытываешь на древней земле Псковщины. Необходимо отметить дорога до Вологды из Москвы хорошая, вообще вся федеральная трасса европейского уровня, межрайонные дороги похуже.
Итак, Вологда. Уютный областной город расположен в 450 км от Москвы, площадью 113,5 квадратных километров, для сравнения наш Клин 37 квадратных километров, население Вологды 321 000 человек, интересно что сейчас рождаемость в самой Вологде больше чем во времена СССР. Бросается в глаза отсутствие мигрантов из Средней Азии, там нет столько денег, как в Москве и области, да и климат суровее.
Официальной датой основания Вологды считается 1147 год. Эта версия основана на «Повести о чудесах Герасима Вологодского» 1666 года и «Летописце» Ивана Слободского 1716 года. Эти источники являются вторичными и заимствованы из более ранних сводов. Они говорят о приходе монаха Герасима на реку Вологду и основании им на Кайсаровом ручье, который впадает в реку Вологду Троицкого монастыря, но и данные археологических раскопок, это не подтверждают. На Вологодском городище нет артефактов раньше XIII века. Поэтому, есть обоснованная версия, что Вологда была основана в 1264 году, когда она впервые упомянута в договоре Новгорода с великим князем, волость Вологда отмечена в перечне новгородских окраинных владений. Это подтверждает и единственная берестяная грамота – долговая расписка XIII века. Название города произошло по реке Вологда от старинного новгородского слова «волога», что означает продукты от коров – масло, сметана, жиры. Что соответствует версии местного краеведа Кузнецова А.В. - Вологда принадлежит к так называемым рекам, имеющим два истока, они соединяясь рождают реку. У Вологды второй исток носит русское название– река Масляная. Михаил Колобов предложил разложить: «Слово «Вологда» на «воло» (масло) + «гда» (берег). То есть, «масло в берегах». Это объяснение основано не на славянской, а на праславянское основе- санскрите, языке вед. Такая этимология близка к народному выражению «молочные реки, кисельные берега». Тем более что в Вологодской области находят курганы кривичей. Главный доход область получает от «Север стали» в Череповеце находится металлургический комбинат, флагман «Северстали», на втором месте доходы от производства удобрений АО «Апатит», в городе работают завод дорожных машин и строй конструкций, оптико - механический завод, завод подшипников – ГПЗ-23 и другие. К сожалению Вологодский льнокомбинат призван банкротом, а во времена СССР льнозаводы были в каждом районе. Потому что нет целевой государственной программы и поддержки государства. Лён был высокого качества, так как местный климат этому способствовал, он поставлялся за границу, а теперь там закупается. Город к сожалению в лихие 90-е утратил много деревянных домов, а жаль помните– «в Вологде, Вологде где, в доме где резной полисад». Правда есть Центр народного творчества «Резной полисад» который уже несколько лет объединяет всех мастеров в старинном доме Вологды с резным полисадом. Я был и в туристической поездке в далёком 1982 году, помню, как рядом с гостиницей по скверу, где я сидел бегали свиньи, и было много деревянной застройки, красивых русских деревянных особняков и домов, но увы не храним, что имеем, а потерявши плачем.
Вологодский кремль был заложен в 1567 году по приказу царя Ивана Грозного, к юго-востоку от Городища — древнейшей части Вологды. То, что сейчас называют Вологодским кремлем — это, на самом деле, Архиерейский двор постройки 1671-1675 годов, он расположен на месте части крепости Ивана Грозного, а его резиденцию разобрали еще в начале XIX века. Сама же крепость, или Насон-город,- была заложена 28 апреля, в день памяти апостола Иассона (Насона)и занимала гораздо большую площадь. Грозный хотел перенести в Вологду столицу России и опричнины, а расцвет города произошёл после заключения дипломатического и торгового договоров с Англией, он находился на торговом пути из Архангельска в Москву. Интересно, что Софийский собор ориентирован не на восток, как положено по церковному канону, а по указанию Грозного на северо – восток, после чего все храмы в Вологде так и ориентированы. Видимо знал откуда шло заселение Руси. Этот секрет раскрыла Светлана Жарникова, советский, а потом – российский этнограф и искусствовед, кандидат исторических наук. Её диссертация «Архаические мотивы северорусской орнаментики (к вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях)» стала прологом всех дальнейших изысканий. Её не академическая идея родственности индоиранской культурой с трипольской, определяла многие маршруты расселения древних народов по евроазиатскому континенту. Тем самым это доказывало общее происхождение индоарийской расы от единого корня. Что совпадает с теорией «Арктической прародины» – русского севера. С 1978 по 2002 она жила и работала в Вологде, но к сожалению, о ней в Вологде не говорят, хотя она столько сделала для Вологодчины и русского севера, что можно открыть отдельный интереснейший музей, но нет, как говорят пророка в своём отечестве.
Рядом находится дом в котором родился В. Шаламов, его отец служил в соборе, был модным священником со стриженной бородкой и всегда по моде одетый, но в семье был деспотом, что видимо отложило свой отпечаток на характер писателя. В этом доме есть музей квартира В. Шаламова, с его жизнью связан и клинский посёлок Туркмен. Он поддерживал идеи Троцкого, за что и пострадал, победили бы сторонники Троцкого, то он мог бы оказаться по другую сторону колючей проволоки. Впечатление от его творчества можно сравнить с просмотром фильмов ужаса.
Есть интересные музеи – Петра Первого. «Кружева» - действительно чудо вологодские кружева, особенно интересно в нём будет женщинам. «Мир забытых вещей» - где показаны интерьеры и вещи девятнадцатого века, словно переносишься на машине времени в ту эпоху. Музей «Литература. Искусство век XX», коллекция которого посвящена жизни и творческому пути местных уроженцев: композитора В. А. Гаврилина и поэта Н. М. Рубцова. Есть и своеобразные памятники – бкуве «О», а неподалеку находится металлическая скамейка, на которой написано «посидим поокаем», так как считается, что вологжане окают, но оказывается коренные вологжане не окали. Есть и памятник электрическому фонарю с фигурой писающей на него собаки. Дом Пузан Пузыревского - деревянная усадьба, возведенная в 1823 году, знаменитая тем, что на ее территории располагалось посольство США. Это связано с тем, что в начальный период гражданской войны с 28 февраля по 25 июля 1918 года в Вологде пребывал дипломатический корпус - 11 иностранных посольств: американское, английское, французское, сербское, бельгийское, сиамское, итальянское, - бразильское консульство, английское вице-консульство, японская, китайская и шведско-датская миссии. Есть в Детском сквере Вологды памятник «Маленький Ленин» - так называется в народе, высота фигуры вождя 1 метр 63 сантиметра (соответствует росту влждя), установлен на собранные народом деньги в ноябре 1925 года, выглядит необычно, можно даже сказать комично. А в 1958 году на площади Свободы установлен и «Большой Ленин», отвечающий принятым правилам скульптуры. Необычно после революции в Вологде переименовали Казанскую или Торговую площадь, на которой кроме храмов находятся торговые ряды – в «Площадь борьбы со спекуляцией». Правда не на долго. Есть и «Дверь в счастливый город» можно сказать и дверь в будущее, она появилась в Вологде в 2014 году, этот объект стал подарком городу от участников фестиваля «Город Ремесел» - кузнецов. У нас бы в Клину так, а то наставили «каменных идолов». Да и музеев в Клину «раз два и обчёлся»
До революции в Вологде было 65 храмов, сейчас осталось 40, но их не спешат передавать церкви, приходов хватает.
Отдельно остановлюсь на музее деревянного зодчества или архитектурно-этнографического музея Вологодской области «Семёнково», там оказываешься в другом мире, который мы не знаем, в мире русского крестьянства, его необходимо посетить. Он не такой больной, как новгородские Витославицы, но имеет свои местные особенности. Музей находится в 14 километрах от центра города, состоящий из перевезённых туда деревянных построек, в основном конца XIX и начала XX веков. Музей основан в 1979 году, он достаточно небольшой площадью около 13 гектар. Необходимо отметить, что основная часть крестьян Вологодской губернии была государственными. Крепостными были лишь 22,9 %, это известно из книги А.Г. Тройницкого "О числе крепостных людей в России" вышедшей в 1858 году в Санкт-Петербурге, и книги "Крепостное население в России, по 10-й народной переписи", изданная в 1861 году. Большое количество крестьян и рабочих были староверами. Государственные крестьяне, в прочем, как и крепостные жили общинами, во и внутреннюю жизнь общин никто не вмешивался, они имели общественные строения такие, как мельницы, амбары, овины. Все хозяйственные постройки, на примере дома крестьянина Василия Копылова, находящегося в музее, были под одной крышей из – за снежных и суровых зим. Крыши крыли тёсом, щели прокладывали берестой, сколом. Дерево для дома подбирали в лесу не «крученное», подрубали кору, сначала сушили на корню, затем рубили в «обло» или в «чашу», маркировали сушили от 3 до 5 лет, переносили муравьёв и высыпали на углах сруба, уничтожая различные личинки вредителей. Брёвна рубили только топором, для того, чтобы сосуды в дереве закупоривались, сажали на мох. Всё это позволяло деревянным домам стоять больше ста лет. Фасадом дом ставился на юг, в сторону солнца и тепла, а печь в задних углах. Ещё в XVII и в начале XVIII века дома топили по чёрному без трубы, их называли курными избами, в них потолки были высокими, а волоковое окно для выхода дыма располагалось над дверью в задней части дома. В таких домах «избомытием» - очищением от сажи всей семьёй занимались 2 раза в год. В курных избах топили царскими дровами ольхой и осиной, от них меньше сажи. Затем появились русские печи с трубой. Крестьянская семья в XVIII - XIX состояла из 15 – 20 человек в избе у каждого было своё место, из 10 детей выживали 2 ребёнка, но не всё так просто был естественный отбор, самые крепкие выживали, в наше время русские женщины рожают мало, спасают практически всех детей, что ведёт в конечном счёте к вырождению. Передняя лавка женская, самое светлое место в том числе для шитья и вязания, так как девочка должна была приготовить 2-3 сундука приданого, поэтому на посиделки было мало времени. Главная лавка - боковая мужская. Так как особенно в зимнюю пору любой человек имел право зайти в любой дом, в доме была условная граница для чужих от двери до первой матицы. Там стояла нищенская лавка. Стол стоял по диагонали от печи, считалось, что в заднем углу обитает домовой. Около печи были палати для детей, под ними на сенном матрасе было место для родителей, оно же днём использовалось, как место для мужских работ в доме. В вечернее и ночное время для освещения использовалась лучина горевшая 60 -70 минут, их вставляли в светец, под которым, чтобы не случилось пожара ставили посуду с водой. Крестьянский доме была женская половина, которая находилась за перегородкой примыкавшей к печи, где было место готовки, эту перегородку называли заборкой, а женскую половину называли женский закут. В крестьянских домах имеющих достаток заборки до конца XIX расписывали, стоило это не дёшево, по цене 2-3 коров, но важна была «статусность». А корову, покупая даже сейчас произносят языческие приговоры. Всеми женскими работами руководила «большуха» –старшая женщина в семье. «Голбец» так называлось место под клетью, где хранились запасы. Хлеб пекли в русской печи 2-3 раза в неделю, доставая его из печи не опускали ниже стола, клали на воронцы – специальные полки для хлеба, для приготовления различных блюд были разные глинянные горшки – «топничек» для молока, «кашница» для каши и «штинник» для щей. Не зря говорилось» щи да каша пища наша». Был в домах и термос того времени – туес, в нём хранили солёные грибы, молоко – оно дольше не закисало, такой туес назавали «горлаткой». Горницей называли летнюю часть избы, поветью место для сна. Интересно, что в северо – восточной части Вологодчины дома крестьянские были с отдельно стоящими банями, а в другой части губернии русские печи в домах были с большими подами, в них мылись, как на севере Подмосковья, и там и у нас жили племена кривичей, чьи курганы есть и на вологодской земле. Вологодские крестьяне не окали а цокали, «пей цай, моци баранки» говорили на клинской земле, в деревне Высоково, в древнем Поламском стане, что я узнал от своей бабушки 1900 года рождения.
А ещё узнаете и загадки, присказки Вологодские, как молодёжь проводила время, чем замужняя женщина отличалась от девушки, как повязанный пояс говорил, что у девушки есть парень, что на руки не девушка парню садилась, а парень и многое другое. И на последок загадка – «Два брата стоят, два лежат, один ходит, другой водит, а третий скрипит»
Вологда душа русского севера
15 минут
23 прочтения
17 января 2021