Найти тему
Провинциальные хроники

Новая аттестация учителей после 2021 года. Цепочка "учитель, учитель-методист и учитель-наставник", или чего ожидать педагогам.

К сентябрю 2021 года Минпросвещения планирует реформировать систему аттестации учителей. Об этом напоминает учителям газета «Коммерсант» №229/П (стр. 5) своей статьёй «Учителей переназовут наставниками».

Какие ещё сюрпризы ждут учителей? Источник: kurer-sreda.ru
Какие ещё сюрпризы ждут учителей? Источник: kurer-sreda.ru

В школах сейчас:

На сегодняшний день в наших школах есть три профессиональные ступени: начинающий учитель, учитель первой категории и учитель высшей категории. Первая и высшая категории присваиваются решением аттестационной комиссии. Статус не предполагает дополнительные обязанности, присваивается на пять лет (по истечении этого срока учителю нужно пройти повторную аттестацию) и влияет на уровень зарплаты.

Впрочем, все учителя знают, что разница получается незначительная — больше базового оклада на 10% и 15% соответственно. В стране сейчас порядка 1,3 млн учителей. По данным профсоюза, примерно 50% из них — педагоги первой категории, 20% — высшей.

Что планируется министерством С. Кравцова:

Источник: edu.gov.ru
Источник: edu.gov.ru

Теперь Министерство просвещения предлагает ввести новую цепочку:

учитель, учитель-методист и учитель-наставник.

Что от новой модели получат учителя. Мнения чиновников и рядового учителя:

Чиновники считают, что это, во-первых, повысит престиж профессии учителя. Неужели они, власть предержащие, не понимают, что престиж учителя, в первую очередь, повысит достойная зарплата? Во-вторых, чиновники утверждают, что новые звания откроют и расширят возможности карьерного роста для учителей-предметников. Да не карьерный рост здесь предполагается (учитель - он всегда учитель), а небольшая разница в оплате и огромная разница в бюрократической отчётности перед администрацией и отделом образования.

Что предлагала предыдущий министр:

Ольга Васильева тщательно продумывала новую модель аттестации. Источник: ozpp.ru
Ольга Васильева тщательно продумывала новую модель аттестации. Источник: ozpp.ru

Новую модель аттестации предлагала ещё Ольга Васильева, которая была министром по январь 2020 года. Васильева объясняла, что «старший учитель», он же методист, будет координировать работу других педагогов, методически ее сопровождать и «разрабатывать индивидуальные образовательные траектории с учетом особенностей учеников».

А «ведущий учитель» — помогать молодым педагогам «войти в профессию». При этом предполагалось, что «методист» и «наставник» станут новыми должностями, на которые можно рассчитывать после пяти и десяти лет работы соответственно, имея первую или высшую и высшую категории.

Что предлагает новый министр:

Теперь же новым министерством планируемая ранее модель аттестации несколько изменилась: первая и высшая квалификационные категории объединятся в одну — «учитель», к которой добавятся еще две: «учитель-наставник» и «учитель-методист». Функции наставников и методистов не изменятся, однако от понятия «должность» в ведомстве отказались. Теперь речь идет о «категориях».

Итак: Первая категория присваивается автоматически, вторая и третья — аттестационной комиссией.

Учитель-методист — это педагог, который может заниматься разработкой, новых педагогических технологий, участвовать в методических объединениях, проводить семинары, мастер-классы, руководить практикой студентов. (стаж не менее 5 лет + дополнительное профобразование, полученное за три года до аттестации).

Учитель-наставник поможет молодым педагогам и сможет передать им свой опыт. Наставниками смогут быть только педагоги, которые не менее семи лет проработали в школе, имеют высшую учительскую квалификационную категорию и дополнительное образование.

Что думает об этом профсоюз:

Всеволод Луховицкий всегда занимает принципиальную позицию. Источник: pedagog-prof.org
Всеволод Луховицкий всегда занимает принципиальную позицию. Источник: pedagog-prof.org

Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий считает, что «Нововведения ничего принципиально не меняют. Более того, профсоюз «относится негативно» и к существующей системе категорий, и к идее учительских категорий в целом. Вся система оценивания сейчас чрезвычайно формальна, субъективна. Она никак не связана с реальным профессиональным мастерством учителя»

Более того, профсоюзный лидер выражает опасения, что у одних учителей будут забирать деньги, чтобы дать другим. А это только усугубит несовершенство и несправедливость нынешней оплаты труда учителя.

«Каким образом коллектив может формироваться, если друг с другом учителя дерутся за копеечку?»

- возмущается профсоюзный лидер.

Что думают учёные и общественность:

Источник: imenno.ru
Источник: imenno.ru

Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко сказал:

«Если категории будут «пожизненными», есть вероятность, что педагоги достигнут «карьерного потолка» и остановятся на этом. «Новая система может стать стимулом расслабиться и ничего не делать, заслужив статусные погоны».

А нам с вами, дорогие друзья, нужно дождаться проекта документа, который находится в разработке. Но основные положения его министерство просвещения уже обозначило, и я постаралась довести их до вас.

Сама процедура аттестации пока не объясняется, хотя Сергей Кравцов обещал упростить её до двух кликов:

"Мы хотим сделать этот процесс простым для учителя и прозрачным. Чтобы аттестацию можно было пройти прямо на рабочем месте, в два клика, без дополнительных препятствий".

Время покажет. Учителю остаётся ждать и надеяться. Всего доброго вам, друзья. Подписывайтесь на канал учителя английского, ныне пенсионера со стажем 4,5 месяца. Буду рада быть вам полезной.