Вернуться к этому пистолету я обещал недавно, говоря о самом, пожалуй, известном пистолете авторства Алекса Зайделя (который, хотя и был одним из "отцов-основателей" Heckler und Koch GmbH, в названии фирмы остался "за кадром"). А раз обещал - то пора, логично? Кстати, со статьи, на которую приведена ссылка, рекомендую таки начать, ибо часть "корней" HK 4 - как раз в описанном там времени.
Итак, началось все после Второй мировой войны, когда бывшие работники "Маузер-Верке", Эдмунд Хеклер, Теодор Кох и Алекс Зайдель открыли в том же Оберндорфе собственную оружейную фирму (1949 год) на базе созданного годом ранее "Инженерного бюро Хеклера" (Ingenieurbüro Heckler). Опыт конструирования пистолетов был из этой троицы только у Зайделя - автора Mauser HSc, соответственно, "короткоствольное" направление за ним и осталось.
Первый блин вышел комом: в 1952 году Зайдель попытался "под крылом" H&K выпустить пистолет под .22 LR, прямо основанный на конструкции Mauser HSc, но в том и беда заводского конструктора, что работает он не "на себя", а "на заказчика": авторские права на конструкцию HSc принадлежали именно Mauser-Werke, а не создателю пистолета. Справедливости ради, H&K тогда занимались всем, чем угодно, кроме оружия - например, швейными машинками. В 1955 году Западная Германия входит в НАТО, в 1958 году H&K выбирают на роль производителя новой штатной винтовки армии ФРГ - G3, основанной по лицензии на конструкции испанской CETME (разработанной, правда, немцем Людвигом Форгримлером, тоже работавшим до 1945 года на "Маузер-Верке", что неудивительно - и именно от Форгримлера пошло впоследствии "фирменное Хеклер-Коховское" роликовое запирание) и начавшей производиться с 1959 года. Что характерно, сам Людвиг Форгримлер вернулся в Германию еще в 1956 году, но в "Хеклер и Кох", несмотря на все старания оных, его так и не заманили - он продолжил работу на возрожденном после бомбежек "Маузер-Верке".
После этого компания уже более пристально концентрируется на "огнестрельном" сегменте, "пистолетный" проект реанимируется в 1966 году (когда, кстати, и Эдмунда Хеклера уже 6 лет как не было в живых, но Зайдель так и остался "на вторых ролях"). В 1968 году Зайдель завершает работу над пистолетом, получившим обозначение Heckler & Koch Model 4 - четверка в его маркировке обозначала именно возможность использовать 4 разных патрона, под которую он изначально проектировался.
Итак, что есть HK4? Пистолет со свободным затвором, использовавший патроны .22 LR, 6,35 mm Browning (.25 ACP), 7,65 mm Browning (.32 ACP) и 9 mm Browning (.380 ACP, он же 9 mm Kurz, он же 9х17). Характерная особенность пистолета - это технология производства затвора, частично штампованного из листовой стали, частично сварного: я уже упоминал, говоря о Mauser HSc, что эту технологию Зайдель отлаживал для "Маузера" еще в годы войны, и как раз здесь она таки и "пошла в дело".
На ранних пистолетах Зайдель использовал канавки Ревелли в патронниках - причем под каждый калибр их конфигурация отличалась.
В дальнейшем от их применения отказались (причину объясню чуть ниже).
Рамка пистолета изготавливалась из поверхностно-упрочненного алюминиевого сплава. Для смягчения энергии удара затвора на конце его отката в конструкцию пистолета ввели буфер - изначально однослойный (пластик с упором в металл рамки), затем двухслойный (пластик между рамкой и металлической пластиной).
Пистолет, весивший всего 480 граммов (плюс-минус в зависимости от калибра) со своими 85-мм стволами идейно продолжал задумку Mauser HSc: явно Зайделю было трудно отказаться от удачной идеи. Однако с чисто конструктивной точки зрения HK4 был однозначно интереснее, и понятно почему: ладно, ствол-то и магазин мы под каждый патрон поменяем без проблем, но как с ними работает один и тот же затвор, тем более что один из патронов - не центрального боя, а кольцевого воспламенения?
Секрет был прост: ударник имел вертикальную свободу, а затвор позволял снимать пластину, служившую его "универсальным"зеркалом. На одной ее стороне было выполнено уже "настоящее" зеркало под патрон кольцевого воспламенения, на второй - под патроны центрального боя, ударник при установке пластины заводился либо "на закраину", либо "в капсюль", для чего в пластине было два отверстия. Сверху зеркало крепилось к затвору винтом.
Так, стоп, а как быть с зацепом выбрасывателя?
Изначально он менялся под каждый патрон, затем появился "универсальный". Он имел достаточный ход, чтобы работать с разными патронами. Причем к этому моменту практика показала, что канавки Ревелли только увеличивают стоимость пистолета, а на практике экстракция гильз маломощных патронов происходит и так нормально - поэтому в доработанной версии пистолета патронники стали гладкими.
Часть особенностей конструкции Зайдель прямо перенес от Mauser HSc. Например, стрелок мог двигать затвор, поставив при этом пистолет на предохранитель, но, если при этом магазин был извлечен, затвор в конце хода назад вставал на задержку. Аналогично "Маузеру" извлечение магазина блокировало и спусковой крючок.
Если кому-то интересна англоязычная инструкция. то ее можно посмотреть в хорошем качестве здесь.
Ударно-спусковой механизм пистолета, позволявший стрелять и самовзводом, и с предварительным взводом (пока пистолет не лишился окончательно спицы курка, став сугубо самовзводным), был изначально ужасен: усилие спуска доходило до 9 килограммов. Как этого удалось добиться Зайделю, спроектировавшему отличный УСМ Mauser HSc, мне трудно понять, но факт остается фактом: нормально заработал УСМ пистолета только в 1977 году.
А в 1984 году пистолет уже сняли с выпуска - как бы ни изощрялись его создатели, но он банально оказался мало кому интересен. На вооружение его удалось продвинуть только в полицию Западного Берлина, и то ограниченно - гражданские же стрелки конструкцию не оценили.