Многолетние научные исследования показывают: главные факторы проблем на работе — стресс и тревожность. Они портят настроение, сказываются на самочувствии и продуктивности. Поведение непосредственных начальников и топ-менеджеров напрямую влияет на уровень стресса и тревожности сотрудников. Каждый их шаг, слово, эмоция сказываются на физическом и психическом состоянии коллектива. И чем выше в иерархии находится лидер, тем больше людей попадает под его влияние — как положительное, так и отрицательное.
Существует пять моделей поведения, которые больше всего влияют на тревожность сотрудников.
1) Негативные высказывания. Нам часто кажется, что свои эмоции мы передаем в основном невербально — жестами и мимикой. На самом же деле наши истинные чувства и мысли гораздо чаще выдают именно слова. Это означает, что даже если вы, по собственному ощущению, хладнокровно обсуждаете бизнес-стратегию, ваша манера речи и лексика доносят до аудитории ваше истинное эмоциональное и умственное состояние. В письменном виде слова лидера влияют на настроение в коллективе еще сильнее: люди склонны перечитывать важные тексты и впитывать выражаемые в них эмоции.
Исследования показывают: чтобы случайно не вызвать у читателя тревогу, следует избегать явно негативных слов (например, ужасный, шокирующий, опасный) и даже стандартных эвфемизмов для них (непростой, проблемный, нежелательный).
2) Странное или сумбурное поведение. Мы часто приветствуем спонтанность и непосредственность как важнейшие факторы креативности и чуть ли не неотъемлемые составляющие свободы. На самом же деле большинство людей стремится по возможности избегать неопределенности и непредсказуемости: ведь и то и другое вызывает тревожность.
Постарайтесь не усложнять лишний раз жизнь ваших подчиненных: не заставляйте их гадать, что вы предпримете дальше. Станьте надежным, понятным — а при необходимости даже скучным. Возможно, именно вы окажетесь для сотрудников единственным маяком предсказуемости в океане полной неопределенности.
3) Резкие скачки настроения. Раздражительные начальники подобны американским горкам: они нравятся лишь любителям пощекотать себе нервы, а у всех остальных провоцируют стресс. Быть лидером — значит уметь справляться с психологическим напряжением. Это непросто, но необходимо. Среди приемов, останавливающих эмоциональные качели, можно назвать регулярные практики осознанности, физические упражнения, полноценный сон и внимание к обратной связи, что поможет заметить ненужные срывы.
4) Излишний пессимизм. В нашем мире, особенно на Западе, принято стигматизировать любой негатив. Пессимизм считается чуть ли не психологической проблемой. Поэтому, даже если для оптимизма нет поводов, старайтесь воздержаться от откровенно пессимистических суждений.
5) Игнорирование чужих эмоций. Не придавать значения чувствам подчиненных — едва ли не самая серьезная ошибка в трудные времена. Это часто случается, когда лидер слишком погружен в собственные переживания. Конечно, разобраться в своих страхах и взять их под контроль очень важно — но не менее важно не разочаровывать людей; а если они увидят, что вы не контролируете себя, то будут ли доверять вам как лидеру? Главное здесь — эмпатия: чтобы преуспеть, необходимо сосредоточиться не на себе, а на окружающих.
Лидер всегда усиливает эмоции коллектива. Действуя разумно, вы поможете коллегам раскрыть потенциал даже в самые скверные времена, а предпринимая неверные шаги, подорвете дух коллектива и помешаете его работе даже в благоприятных условиях.
Материал подготовлен специально для читателей сервиса «Яндекс.Дзен» на основе статьи Томаса Чаморро-Премузика в HBR Россия «Пять способов (не) нервировать сотрудников». Другие материалы о личных качествах и навыках вы всегда можете найти в разделе «Карьера» на сайте hbr-russia.ru.