Новый мультфильм о супергероях DC “Темная Лига справедливости: Война Апоколипса” предложил зрителям поиграть в несложную угадайку: откуда взяты главные сюжетные ходы. Массовое искусство не предлагает ничего нового, оно играет на давно проверенном и исхоженном поле. Там и табличка “Мин нет” (главное, не забыть пробел), и все вытоптано так, что ничто неожиданное не прорастет. Поп-культура, конечно, активно заимствовала из элитарной. Например, сюжет глуповатого детского мультика “Король лев” - это упрощенный “Гамлет”. Сколько раз использовалась канва “Ромео и Джульетты”, даже не сосчитать.
Понятно, что референтный текст, к которому делают отсылки, должен быть относительно прост. Шекспир явно удобнее Набокова или Джойса. Театр “Глобус” все-таки тоже ориентировался не на высоколобую публику. Но массовая культура нарастила собственные мускулы. Ее герои уже популярнее Дон-Кихота и князя Мышкина.
Вот и новое произведение о вселенной DC перекликается со “Звездными войнами”. Самый страшный враг Супермена и всего человечества Дарксайд поработил некоторых членов Лиги справедливости. Он контролирует их мозг. И вернейшим сподвижником главного злодея становится Бэтмен. Его образ очень напоминает Дарта Вейдера. Тут даже изначальное внешнее сходство: мужчина в черном костюме, плаще и маске. Бэтмен выступает против своих же - остатков Лиги справедливости. Он сражается с собственным сыном и побеждает его (впрочем, это вообще архетипический сюжет: тем же занимались Илья Муромец и персидский богатырь Рустам). Только Дарт Вейдер отрубил Люку Скайуокеру кисть, а Бэтмен бьет светящимся мечом Дэмиена в бедро.
Лига справедливости начиналась с ограниченного количества персонажей - с большинством широкий зритель был более-менее знаком. Но потом этот элитарный клуб стал разбухать. Вот многие ли знают, кто такой Джон Константин? Пожалуй, только те, кто пристально следит за супергеройскими комиксами. Раздражает также вольное отношение к смерти. Персонажей, наделенных сверхспособностями, в принципе сложно убить. Это пробовали и Лекс Лютор, и Джокер, и прочие. Когда же это происходит, выясняется, что всегда есть возможность отмотать процесс назад. Один семейный психолог в беседе со мной объяснял, что такая концепция крайне вредна для детей: они смотрят и впитывают отношение к гибели как чему-то временному, что всегда можно отменить.
Но вы-то люди взрослые, поэтому вам можно смотреть этот мультфильм. Тем более, что он вообще не для малышей. Кое-кто в нем все же гибнет (благо, персонажей с избытком), да и просто крови немало. Если же родители застанут вас за просмотром, можете сказать, что я разрешил.
Читайте также: Шазам самый милый супергерой