Не так давно занималась у меня прелестная фигуристка Машенька 4,5 лет. Машу привезла мама. И ребенок, выставив ножку вперед, заявил мне с порога: «Здластвуйте, я не выговаливаю четыле буквы. Мне нузно научиться их говолить".
Мы познакомились. Я объяснила, что она не выговаривает звуки, а не буквы, и я ей непременно помогу. На первом занятии она уже научилась говорить «ш». На втором заявила, что пора бы поторопиться со звуком «л». Ну вы понимаете, что она имела ввиду «р». Пришлось чуть сдержать пыл и объяснить малышке, что я точно знаю, что ей нужно, и у меня есть план. Дома она самостоятельно повторяла новый звук, подбирала с ним слова. И если бы девочка не приболела, мы бы управились за полторы недели вместо трех.
А другая девочка Катя, того же возраста, что и Маша, попала ко мне по большому желанию родителей. Мы занимались три месяца, но к моему большому сожалению, продвинулись не очень далеко. Смогли убрать дефект межзубных свистящих (это когда на звуках «с», «з», «ц» язык находится между зубами). Застряли мы на «ш»: звук в потоке речи слышит, может несколько раз его правильно сказать, а вот в слогах его нет. Начинаем повторять, она в слезы. Что тут скажешь? Сразу было понятно, что у Кати не было мотивации к занятиям. Решили вместе с родителями на время занятия прекратить. В детском саду мы с ней встречаемся. Я наблюдаю за ее реакцией на меня. Ловлю во взгляде торжество – она победила.
У детей бывает разная реакция на занятия. Кто-то сам очень хочет исправить дефект и ждет новое занятие с интересом. А кто-то прячется в шкаф, завидев меня в группе.
От чего это зависит?
1. От психологической готовности. Должен наступить, так называемый, синзетивный период для постановки звуков или обучения грамоте. В среднем он наступает у детей в пять лет. Но может наступить раньше или позже.
2. От того, как родители и бабушки-дедушки морально подготовили ребенка к занятиям, объяснив, для чего это нужно и сколько придется трудиться.
3. От мотивации. Одному важно быть взрослым, ведь взрослые правильно говорят. Второй мечтает о собаке или новой игрушке. Третий ждет обещанной поездки.
Прежде чем вести ребенка к логопеду, обязательно подготовьте его заранее. Например, можно записать речь ребенка на диктофон. Пусть расскажет стихотворение. Потом можно сравнить чтение в вашем исполнении с чтением ребенка, обсудить ошибки и подвести к необходимости занятий. Объясните кто такой логопед, чему он научит, сколько нужно будет трудиться, и как это здорово, когда он научится выговаривать трудные звуки.
Если остались вопросы, задавайте. Подписывайтесь на канал и делитесь публикацией с друзьями.