Найти тему
Житель Алтая

Мистический новогодний случай с генералом А.П. Ермоловым

В июльском номере архивного журнала «Русская Старина» за 1876 г. были опубликованы мемуарные записки о молодых годах генерала Алексея Петровича Ермолова.

П. Захаров. Портрет А.П. Ермолова.
П. Захаров. Портрет А.П. Ермолова.

Только что получивший офицерское звание юный Алексей Петрович, взяв отпуск, выехал в деревню к матери. Зимой. Ночью, не доехав до имения нескольких верст, был застигнут метелью, и был вынужден был остановиться на ночлег в небольшой деревушке. В крайней избе светил огонек. Они к ней подъехали и постучали в окно, просясь переночевать. Хозяином дома, где остановился Ермолов, был высокий бодрый старик с окладистой бородой и величавым видом. Расположившись в избе, будущий командующий отдельным кавказским корпусом пригласил хозяина выпить чаю, который приготовил его денщик. В ходе беседы за рюмкой чашкой чая разговор с хозяином коснулся, в числе прочего, таинственных явлений, в которые Алексей Петрович не верил, будучи убежден, что все можно объяснить просто. В свою очередь хозяин предложил ему показать одно явление, которое он едва ли объяснит себе. Ермолов согласился. Старик принес ведро воды, вылил ее в котелок, зажег по его краям три восковые свечки, проговорил над водою какие-то слова и велел Ермолову смотреть на воду, думая о том, что желает видеть, сам же стал спрашивать, что ему представляется.

Шишкин. Белый Филин. Фото Яндекс. Картинки.
Шишкин. Белый Филин. Фото Яндекс. Картинки.

«Вода мутится, – отвечал Алексей Петрович, – точно облака ходят по ней; теперь вижу наш деревенский дом, комнату матери, мать лежит на кровати, на столике горит свеча, перед матерью стоит горничная, по-видимому, принимает приказ; горничная вышла, мать снимает с руки кольцо, кладет на столик». «Хотите, чтобы это кольцо было у вас?» – спросил старик. «Хочу». Старик опустил руку в котелок, вода закипела – смутилась. Алексей Петрович почувствовал легкую дурноту. Старик подал ему кольцо, на котором было вырезано имя его отца, год и число брака.
На другой день Ермолов был уже дома; он нашел мать нездоровой и огорченной потерею своего венчального кольца. «Вчера вечером, – говорила она, – я велела подать себе воды вымыть руки, сняла кольцо и положила на столик, как почувствовала дурноту, и позабыла о нем. Когда хватилась, его уже не было, и нигде не могли найти». Спустя несколько часов Алексей Петрович отдал кольцо матери, говоря, что нашел его в спальной; о случившемся никогда ей не говорил».

Автором публикации стала тетка А.И. Герцена и жена авторитетного русского историка В Пассека Т.П. Пассек. О самом происшествии с Ермоловым ей рассказал дядя – А.П. Кучин, который был боевым товарищем генерала, слыл человеком несомненной честности и передал этот случай со слов самого Ермолова.

Фото Яндекс. Картинки.
Фото Яндекс. Картинки.

Вы в это верите? Я вот как-то не очень. Но есть интересное обстоятельство, которое стало известно относительно недавно – во второй половине ХХ века. Правда известно это обстоятельство было довольно узкому кругу специалистов и связать его с дорожным мистическим приключением А.П. Ермолова никому и в голову не приходило.

Итак. В 1957 г. археологом М.А. Тихановой в с. Лепесовка на Волыни был обнаружен жертвенник Черняховской археологической культуры, сложенный из слоев глины и черепков керамических сосудов, два из которых носили явно ритуальный, а не хозяйственный характер. Реконструированные сосуды, датированные IV в н.э. имели три ручки, образующие равносторонний треугольник.

Фото из книги Б.А. Рыбакова "Язычество Древней Руси". М. 1987.
Фото из книги Б.А. Рыбакова "Язычество Древней Руси". М. 1987.
Фото из книги Б.А. Рыбакова "Язычество Древней Руси". М. 1987.
Фото из книги Б.А. Рыбакова "Язычество Древней Руси". М. 1987.

При таком их расположении брать сосуд даже двумя руками, особенно наполненный, крайне неудобно, поскольку центр тяжести лежит вне линии ручек. Он явно был предназначен для трех (!) рук. В пользу этого говорят более ранние находки из Приднепровья (Гавриловка) с рельефными изображениями трех поднятых человеческих рук. Известный балканский новогодний обычай, когда при замешивании теста для священного новогоднего хлеба три женщины трижды поднимают вверх квашню, одновременно произнося заклинания, подобные русской новогодней «славе хлебу». Кстати, несколько позднее такие же чаши были найдены В.В. Хвойко и в Ромашкове.

Круговой орнамент на венчиках найденных сосудов выполнен т.н. «чертами и резами» (восточнославянскими рунами, если угодно). И представлен 12-ю клеймами, что сразу же дало возможность предположить, что 12 клейм это не что иное, как 12 месяцев года.

Фото из книги Б.А. Рыбакова "Язычество Древней Руси". М. 1987.
Фото из книги Б.А. Рыбакова "Язычество Древней Руси". М. 1987.

Это предположение было доказано академиком Б.А. Рыбаковым, интерпретировавшим все клейма орнамента и соотнесшего их с месяцами года. Чертами и резами славяне «чтааху и гатааху» (читали и гадали).

Фото из книги Б.А. Рыбакова "Язычество Древней Руси". М. 1987.
Фото из книги Б.А. Рыбакова "Язычество Древней Руси". М. 1987.

А лучшее время для гаданий приходится на зимний цикл праздников, точнее, на период после зимнего солнцестояния – на святки. Именно в это время осуществляются гадания и о собственной судьбе или доле, и об общественно значимых вещах, конкретнее – о будущем урожае.

«Для январских заклинаний и гаданий, связанных с подблюдными песнями, требовались специальные сосуды для священной воды, в которую опускали золотое кольцо», пишет Б.А. Рыбаков. Вода и золото (читай – солнце), то что обеспечивало урожай нашим предкам, были непременными атрибутами новогодних аграрно-магических гаданий.

А теперь вспомним, с помощью чего хозяин дома демонстрировал Ермолову свое магическое умение? Хозяин – старец принес воды и вылил в котелок (сосуд), укрепив по его краям три свечи. Ничего не напоминает? Описания «котелка» нет, но с некоторым допуском (забылось со временем, темновато было, просто не запомнилось) можно предположить, что «котелок» был керамическим сосудом, подобным новогодним гадальным чашам из Лепесовки и Ромашек. Три укрепленные по краям свечи, скорее всего были поставлены на три ручки «котелка» и должны были образовывать равносторонний треугольник. В сосуд налита вода. И Ермолов видит, а старец извлекает из воды не что иное, как золотое кольцо – еще один непременный атрибут святочных гаданий. Кстати, о времени происшествия. Число и месяц не называются, говорится только, что была зима и стояла ночь. Здесь можно предположить, что был именно январь. А самое подходящее время для гаданий – не просто святки, а т.н. «Крещенский вечерок» - ночь накануне Крещения. Наконец, и разговор, и демонстрация «чуда» состоялись после вечерней трапезы, в которой принимали участие и гость, и хозяин. Очень смахивает на «подблюдные песни» - заговоры. Да, собственно, заговор хозяин и произносит над «котелком» с водой и свечами.

Какой из этого можно сделать вывод? Да весьма незатейливый (простите меня, сторонники сверхъестественного, мистического и таинственного). Авторы публикации в «Русской старине» прекрасно были осведомлены о всех подробностях святочных гаданий. Кроме того, конец XIX в. – время, когда просыпается интерес к изучению собственной русской истории. А. Афанасьев формирует сборник славянских сказок, публикуются и изучаются былины, М. Забылин пишет книгу длинным названием «Русский народ. Его обычаи, обряды, суеверия, предания и поэзия», В. Васнецов пишет знаменитую картину «Богатыри». Так что авторы публикации о Ермолове и его мистическом приключении, вероятнее всего, тонко обыграли сюжет со святочными гаданиями, написав интересную, но, к сожалению, выдуманную историю. Правда, остается вопрос, знали ли они о «трехруких» языческих новогодних гадальных чашах? Или это не выдумка?