Найти тему
Сити x M24

Откуда в кино фото героев в разных возрастах и кто делает семейные фотографии для интерьера?

Александр Остров из Санкт-Петербурга на съемочную площадку попал случайно. Друг и коллега Денис Гуляев попросил подменить его на одном из проектов компании «Среда» Александра Цекало. Одна смена, вторая, третья.. С тех пор Остров – штатный фотограф «Среды», а также сотрудничает с Disney, Mediaslovo, Kinoslovo, Yellow Black and White, Globus Film и другими продакшенами.

Среди его последних проектов — масштабные фильмы «Серебряные коньки», «Последний богатырь. Корень зла», сериалы «Беспринципные» и «Троцкий». Нам стало интересно, в чем заключается работа фотографа в кино, и насколько она сложна. Об этом и рассказал Александр Остров в нашем интервью

Из инженеров в фотографы

Профессионально заниматься фотографией я начал почти десять лет назад. Первой настоящей работой стало приглашение на позицию штатного фотографа в агентство Select Model Management в Петербурге. К этому времени у меня уже был какой-то опыт съемок, но в основном некоммерческих, я не зарабатывал как фотограф, и это не было моей профессией.

У меня до сих пор нет высшего образования. Я поступал на инженера-экономиста в Санкт-Петербургский политехнический университет, но почти сразу понял, что это не мое, и через год ушел. После знакомства со «Средой» кино меня полностью захватило.

Работа на площадке фильма «Илия Муромец»
Работа на площадке фильма «Илия Муромец»

Что делает фотограф в кино

Если совсем просто, то главная задача – быстро снять рекламу фильма и заявить в ней его главные сильные стороны. Это могут быть звезды, или масштабная постановка, или именитый режиссер, а чаще все это сразу. Помимо этого, я снимаю фото героев в газетах или журналах (которые используются в фильмах), постановочные семейные фото для наполнения интерьера, фото героев в разном возрасте и в социальных сетях.

Работа на площадке фильма «Серебряные коньки»
Работа на площадке фильма «Серебряные коньки»

Я должен уметь прямо на площадке придумать и потом быстро снять, например, «обложку как в Esquire», «фотографию коньков в самом высоком разрешении, которое возможно» или фото с места преступления. Я должен уметь снимать во всех стилях, понимать их особенности и контролировать качество снимков.

Также часто снимаю бэкстейдж – репортаж о съемочном процессе, процессе подготовки и создания фильма. Всё то, что остается за кадром. Часто, но не всегда я снимаю и сам постер фильма. Задач много – многие неочевидные и появляются уже в процессе съемок.

Фото со съемок фильма «Илия Муромец»
Фото со съемок фильма «Илия Муромец»

Легче всего понять нашу работу, если обращать внимание на использование фото в кино. Посмотрите опенинг сериала «Тьма», например, там камера минуту двигается по стене с фотографиями – все их кто-то сделал. А в сериалах вроде «Настоящего детектива» или «Охотника за разумом» герои постоянно рассматривают фотографии из дел и профайлов.

The Lady of Heaven, «Серебряные коньки» и «Последний богатырь»

Один любимый проект выбрать тяжело. Могу, наверное, назвать один из ряда вон выходящий проект, который сильно отличался от всех, где я работал. Это фильм о дочери пророка Мухаммеда The Lady of Heaven английского режиссера Джона Стефенсона. Уровень слаженности на площадке и качество организации процесса был просто потрясающий. Нам нужно стремиться к такому же уровню.

Постер фильма Lady of Heaven
Постер фильма Lady of Heaven

Мне повезло снимать «Серебряные коньки» – на меня вышли через коллег, и, конечно, я не раздумывая согласился: сразу было понятно, что это грандиозный проект и настоящий профессиональный вызов. До сих пор для меня это самая сложная работа в смысле погодных условий, насыщенности постановки и характера съемок из тех, где мне приходилось работать. Как минимум из-за того, что много сцен снимали на льду, а смены в кино – это минимум 12 часов, а иногда и 16, и 20. Попробуйте выйти на открытый лед в Петербурге зимой и погулять по нему хотя бы пару часов – обещаю, вы полностью прочувствуете этот особый пронизывающий холод.

Фото со съемок фильма «Серебряные коньки»
Фото со съемок фильма «Серебряные коньки»

Фото со съемок фильма «Серебряные коньки»
Фото со съемок фильма «Серебряные коньки»

Сразу после этого меня позвали на проект студии Disney – продолжение эпической сказки «Последний богатырь». За полгода съемок мы успели снять эпизоды в Карелии, Пермской области, Сочи и Петербурге. Это был не менее грандиозный и сложный проект.

Фото со съемок фильма «Последний богатырь. Корень зла»
Фото со съемок фильма «Последний богатырь. Корень зла»

Фото со съемок фильма «Последний богатырь. Корень зла»
Фото со съемок фильма «Последний богатырь. Корень зла»

Трюковые сцены и риск для фотографа

Особенно сложных кадров в работе было много, но я сразу вспомнил трюковую сцену в сериале «Троцкий». Это когда дублер Константина Хабенского должен был завалить лошадь, как бы упасть вместе с ней на землю после взрыва, практически в самый его эпицентр. Конечно, и лошадь была подготовленная и обученная, и взрыв торфяной кучи – это не тот по силе, что убивает все вокруг, но камера находилась довольно близко, и я хотел снять на максимально широкий угол и тоже максимально близко.

Фото со съемок сериала «Троцкий»
Фото со съемок сериала «Троцкий»

Мне пришлось лежать на сырой земле рядом с камерой в нескольких метрах от взрыва и падающей лошади, потому что точка съемки была низкой и, чтобы достать нужный угол и нужный ракурс, нужно было держать свою камеру на вытянутой руке под объективом камеры оператора и снимать вслепую.

Лошадь никак не хотела падать, было много дублей, перед каждым происходила перезарядка пиротехниками торфяной кучи. Все это длилось не 10 и не 20 минут, а сильно дольше. После каждого дубля я старался исправить кадр, снять чуть ближе, чуть ровнее, чуть точнее. Делать это было крайне некомфортно в двух куртках и неудобных сапогах – все это происходило под моросящий дождь, иногда переходящий в снег.

Работа на площадке сериала «Троцкий»
Работа на площадке сериала «Троцкий»

«У меня была идея сменить свое имя на Кадр-Из-Фильма»

Так сложилось, что вопрос прав, в том числе авторского права, законодательно не совершенен в нашей стране – приходится идти на уступки. Все права на снятый материал отчуждает студия и использует его по своему усмотрению. По идее, я могу добиваться того, чтобы при публикации указывалось мое имя, но на практике это борьба с ветряными мельницами. Чаще всего под фото указывается название киностудии, или заказчика, или просто «кадр из фильма». У меня поэтому была даже идея сменить свое имя на Кадр-Из-Фильма, но потом я пришел в себя и не стал этого делать.

Мне хватает Instagram, Facebook и того, что в индустрии меня уже знает несколько студий и продюсеров, с которыми я в основном и работаю. На новогодних каникулах я завел еще и Telegram-канал, потому что накопилось много того, о чем хотелось бы рассказать в режиме «здравствуй, дорогой дневничок». Я пригласил туда пока только нескольких друзей, посмотрим, как пойдет.

Фото в материале: Александр Остров