Александр Остров из Санкт-Петербурга на съемочную площадку попал случайно. Друг и коллега Денис Гуляев попросил подменить его на одном из проектов компании «Среда» Александра Цекало. Одна смена, вторая, третья.. С тех пор Остров – штатный фотограф «Среды», а также сотрудничает с Disney, Mediaslovo, Kinoslovo, Yellow Black and White, Globus Film и другими продакшенами.
Среди его последних проектов — масштабные фильмы «Серебряные коньки», «Последний богатырь. Корень зла», сериалы «Беспринципные» и «Троцкий». Нам стало интересно, в чем заключается работа фотографа в кино, и насколько она сложна. Об этом и рассказал Александр Остров в нашем интервью
Из инженеров в фотографы
Профессионально заниматься фотографией я начал почти десять лет назад. Первой настоящей работой стало приглашение на позицию штатного фотографа в агентство Select Model Management в Петербурге. К этому времени у меня уже был какой-то опыт съемок, но в основном некоммерческих, я не зарабатывал как фотограф, и это не было моей профессией.
У меня до сих пор нет высшего образования. Я поступал на инженера-экономиста в Санкт-Петербургский политехнический университет, но почти сразу понял, что это не мое, и через год ушел. После знакомства со «Средой» кино меня полностью захватило.
Что делает фотограф в кино
Если совсем просто, то главная задача – быстро снять рекламу фильма и заявить в ней его главные сильные стороны. Это могут быть звезды, или масштабная постановка, или именитый режиссер, а чаще все это сразу. Помимо этого, я снимаю фото героев в газетах или журналах (которые используются в фильмах), постановочные семейные фото для наполнения интерьера, фото героев в разном возрасте и в социальных сетях.
Я должен уметь прямо на площадке придумать и потом быстро снять, например, «обложку как в Esquire», «фотографию коньков в самом высоком разрешении, которое возможно» или фото с места преступления. Я должен уметь снимать во всех стилях, понимать их особенности и контролировать качество снимков.
Также часто снимаю бэкстейдж – репортаж о съемочном процессе, процессе подготовки и создания фильма. Всё то, что остается за кадром. Часто, но не всегда я снимаю и сам постер фильма. Задач много – многие неочевидные и появляются уже в процессе съемок.
Легче всего понять нашу работу, если обращать внимание на использование фото в кино. Посмотрите опенинг сериала «Тьма», например, там камера минуту двигается по стене с фотографиями – все их кто-то сделал. А в сериалах вроде «Настоящего детектива» или «Охотника за разумом» герои постоянно рассматривают фотографии из дел и профайлов.
The Lady of Heaven, «Серебряные коньки» и «Последний богатырь»
Один любимый проект выбрать тяжело. Могу, наверное, назвать один из ряда вон выходящий проект, который сильно отличался от всех, где я работал. Это фильм о дочери пророка Мухаммеда The Lady of Heaven английского режиссера Джона Стефенсона. Уровень слаженности на площадке и качество организации процесса был просто потрясающий. Нам нужно стремиться к такому же уровню.
Мне повезло снимать «Серебряные коньки» – на меня вышли через коллег, и, конечно, я не раздумывая согласился: сразу было понятно, что это грандиозный проект и настоящий профессиональный вызов. До сих пор для меня это самая сложная работа в смысле погодных условий, насыщенности постановки и характера съемок из тех, где мне приходилось работать. Как минимум из-за того, что много сцен снимали на льду, а смены в кино – это минимум 12 часов, а иногда и 16, и 20. Попробуйте выйти на открытый лед в Петербурге зимой и погулять по нему хотя бы пару часов – обещаю, вы полностью прочувствуете этот особый пронизывающий холод.
Сразу после этого меня позвали на проект студии Disney – продолжение эпической сказки «Последний богатырь». За полгода съемок мы успели снять эпизоды в Карелии, Пермской области, Сочи и Петербурге. Это был не менее грандиозный и сложный проект.
Трюковые сцены и риск для фотографа
Особенно сложных кадров в работе было много, но я сразу вспомнил трюковую сцену в сериале «Троцкий». Это когда дублер Константина Хабенского должен был завалить лошадь, как бы упасть вместе с ней на землю после взрыва, практически в самый его эпицентр. Конечно, и лошадь была подготовленная и обученная, и взрыв торфяной кучи – это не тот по силе, что убивает все вокруг, но камера находилась довольно близко, и я хотел снять на максимально широкий угол и тоже максимально близко.
Мне пришлось лежать на сырой земле рядом с камерой в нескольких метрах от взрыва и падающей лошади, потому что точка съемки была низкой и, чтобы достать нужный угол и нужный ракурс, нужно было держать свою камеру на вытянутой руке под объективом камеры оператора и снимать вслепую.
Лошадь никак не хотела падать, было много дублей, перед каждым происходила перезарядка пиротехниками торфяной кучи. Все это длилось не 10 и не 20 минут, а сильно дольше. После каждого дубля я старался исправить кадр, снять чуть ближе, чуть ровнее, чуть точнее. Делать это было крайне некомфортно в двух куртках и неудобных сапогах – все это происходило под моросящий дождь, иногда переходящий в снег.
«У меня была идея сменить свое имя на Кадр-Из-Фильма»
Так сложилось, что вопрос прав, в том числе авторского права, законодательно не совершенен в нашей стране – приходится идти на уступки. Все права на снятый материал отчуждает студия и использует его по своему усмотрению. По идее, я могу добиваться того, чтобы при публикации указывалось мое имя, но на практике это борьба с ветряными мельницами. Чаще всего под фото указывается название киностудии, или заказчика, или просто «кадр из фильма». У меня поэтому была даже идея сменить свое имя на Кадр-Из-Фильма, но потом я пришел в себя и не стал этого делать.
Мне хватает Instagram, Facebook и того, что в индустрии меня уже знает несколько студий и продюсеров, с которыми я в основном и работаю. На новогодних каникулах я завел еще и Telegram-канал, потому что накопилось много того, о чем хотелось бы рассказать в режиме «здравствуй, дорогой дневничок». Я пригласил туда пока только нескольких друзей, посмотрим, как пойдет.
Фото в материале: Александр Остров