Найти тему
Наука и технологии

Как чтение влияет на мозг?

Мы уверены, что чтение - одна из лучших привычек, которую следует развить каждому. Того же мнения придерживаются Билл Гейтс и Илон Макс, для которых время, проведенное за книгой - конструктивный досуг, «секретная» составляющая успеха.

Image by StockSnap from Pixabay
Image by StockSnap from Pixabay

Тем не менее опустите информативность книг / любых читаемых материалов вместе с идентификацией их в качестве основных источников знаний. Чтение не просто дает нам возможность воспринимать и усваивать новые факты различными способами: оно меняет наш мозг.

Согласно исследованиям, чтение действительно изменяет биологическую нейронную сеть, влияет на нашу способность быстрее и «острее» мыслить, вспоминать давно усвоенную информацию. Это происходит благодаря формированию как новых связей между различными частями мозга, так и укреплению уже имеющихся.

История жизни на Земле началось около 4 миллиардов лет назад, а первый анатомически современный человек появился на свет только в среднем палеолите.

С тех пор прошло 200 000 лет, из которых навык чтения приходится на последние 5000. С точки зрения эволюции, для человека данное занятие совершенно новое и неестественное, с которым мы достаточно неплохо справляемся.

Различные части мозга отвечают за отдельные задачи: гипоталамус, к примеру, важный для обучения и памяти, в то время как лимбическая система регулирует эмоции. За чтение же не отвечает какая-то конкретная мозговая часть из-за новизны этого занятия для эволюции.

Это однако означает, что во время чтения структурам мозга нужно скооперироваться, вследствие чего связи между ними укрепляются. Некоторым мозговым частям, в частности височной доле, отвечающей за «распознавания сложных объектов как лицо», согласно исследованиям, необходимо перестроиться, чтобы овладеть навыком такого рода. В чтении височная доля помогает нам различать буквы и слова, адаптируясь к визуальной информации.

Чтение и белое вещество

2009 Тимоти Келлер вместе с Марселем Джастом обнаружили, что чтение способствует образованию нового белого вещества.

Правая часть головного мозга с серой (темные внешние части) и белой (внутренние светлые области) веществами.

Правая часть головного мозга с серой (темные внешние части) и белой (внутренние светлые области) веществами.
Правая часть головного мозга с серой (темные внешние части) и белой (внутренние светлые области) веществами.

Она состоит из нервных волокон, которые соединяют нейроны по всему мозгу. Более того: благодаря этим нервным клеткам существует связь между различными мозговыми структурами; данные нейроны также помогают передавать мозговые сигналы из одной его части в другую. Возможно, вы когда-нибудь слышали о другом, сером веществе. Оно, в отличие от белого, не покрыта богатой липидами оболочкой с веществом миелина, отвечающее скорости передачи нервных сигналов между мозговыми частями.

Что происходит с белым веществом во время чтения и почему это важно? Читая мы помогаем нашему мозгу выработать дополнительное количество вышеупомянутого вещества, в составе которой есть миелин, ответственный за скорость «коммуникации» между клетками. Это, в свою очередь, способствует укреплению нейронной сети, способной эффективно передавать сигналы из одной части мозга в другую. Таким образом мозг работает быстрее.

Чтение улучшает вашу кратковременную память

2016 Мэры Кеннеди опубликовала статью в Perspectives in Biology, где определила роль гипоталамуса и синапсов, которые помогают нам запоминать информацию. Гипоталамус - это область в промежуточном мозге, где синапс между нейронами очень мал. Для процесса запоминания синапс является самым важным.

Сенсорный и эмоциональный опыт, полученный человеком, сначала усваивается в кратковременной памяти, где информация долго не остается. После завершения формирования кратковременной памяти, через синапсы между нервными клетками передаются сигналы. В результате возникают так называемые нейронные пути, связанные со стимулами - предпосылками их формирования.

-3

Однако, если конкретный нейронный путь не будет повторно инициирован влиянием стимулов, которые позволили ему сначала сформироваться, он отомрет. В другом случае, если влияние стимулов регулярно активизирует нейронные пути, краткосрочные воспоминания могут превратиться в долгосрочные.

Для того чтобы иметь более широкое понимание этих процессов, подумайте, к примеру, о том, что вам нужно пройти определенный маршрут по неизвестной вам местности пользуясь не виденной вами к тому времени картой. Сначала вы и понятия не имеете, как выглядит дорога к точке Б.

После однократного прохождения маршрута информация о нем останется в краткосрочной памяти и может вообще исчезнуть, если вы вдруг не пройдете той же дорогой для запоминания деталей. Чем большее количество раз вы повторите путешествие, тем больше нюансов отложится в долгосрочную память.

Или возьмем, к примеру, клубнику. Принимая во внимание тот факт, что вам пришлось попробовать тысячи ее ягод, вспомнить их вкус, структуру, вкус очень просто, потому что процесс поедания клубники повторялся много раз.

Если вы никогда не пробовали клубнику, то очевидно ее вкусовые характеристики вам неизвестны и в памяти не отложились. Вследствие вкушения чего впервые в мозгу возникает нейронная реакция (ответ), передающий пережитый опыт в кратковременной памяти. Если вы не будете есть клубнику снова и снова, ваши активированные нейронные пути через некоторое время отомрут и память о вкусе ягоды пропадет.

При чтении мозг создает новые воспоминания, формирует новые синапсы, необходимыми для передачи информации от одного нейрона к другому, укрепляя тем самым уже имеющиеся нервные пути. То есть если человек читает регулярно, она может хранить большее количество информации в памяти и одновременно гораздо быстрее ее вспомнить и воспроизвести.