Послушайте! Сегодня я хочу поговорить с Вами на тему авантюризма, логоса вещей, диалектики раба и господина, так же обсудим общество потребления, в котором мы все пребываем. Изначально я хотел написать лишь об одном маленьком рассказе из целого цикла Lucid dreams Калины Красной, под названием «Отец Савватий», но у меня скопилось много мыслей, которые я хочу вылить сюда, связав их с этим прелестным рассказом. Telegram канал - t.me/...lus
Об авантюризме и немного диалектики
Рассказ Отец Савватий я слушал неоднократно в мастерском исполнении Евгения Вороновского. Сам Евгений очень неоднозначная и интересная личность, но сегодня не о нём. Главный персонаж рассказа это молодой учёный Сергей Сорокин, который совершает, истинно безумный и непонятный для своего коллеги Вороновского поступок. Этот поступок, будем честны, непонятен, может, далёк и для нас. И так, молодой, перспективный учёный Сорокин, на самом пике своей славы, перед запуском и показом своего изобретения, над которым и работал с этим самым Вороновским, исчезает и становится отцом Савватием, почти слепым, набожным отшельником, да таким, что найдя коллегу через какое то время Евгений Вороновский, путает его с грязным забулдыгой. Сорокину пророчили славу Эйнштейна, но он пошёл наперекор року, совершив истинную авантюру, ради чего? Ради истины (про истину будет ниже).
Детерминизм и свобода выбора, две противоположные вещи. Рок постоянно пытается сломить нашу свободу, дабы мы пыли по течению, рок душит человеческую волю. Но человек и есть, некое, проявление свободы, в отличие от животных у него есть выбор, он может быть абсолютно непредсказуемым, совершить абсолютно нерациональный поступок, выйдя из парадигмы рационального или, как говорил Жорж Батай, проклятого мира, поставить на кон всё, совершив некое жертвоприношение. У Гегеля господин, то есть человек свободный, тот, кто готов поставить на кон, тот, кто постоянно рискует, воюет ради проявления своей свободы и подчинения других себе. Отец Савватий же, в моём понимании, становится абсолютным господином, он не зависит от раба и не зависит от рока, он истинно свободный от материи. Поговорим же о материи.
Логос вещи и общество потребления
И так, Вороновский, встретив Сорокина, а ныне Савватия узнаёт, что Сергей запустил пресловутый прибор, который должен был показывать состав материи и увидел лишь пустоту, квантовую пустоту. Он понял, всё, что создаёт человек, на самом деле ничто, эти вещи ничего за собой не несут. Древняя мысль - у них нет логоса. Как выяснил учёный, пользуясь и производя вещи, например пластик, мы лишь множим и впускаем в себя пустоту. Поэтому Сорокин отказывается от всей синтетики и, в общем, от всего, что нам даёт прогресс и так же отказывается участвовать в развитии прогресса, я бы даже сказал - в прогрессии пустоты…
Конвейерные вещи, что производятся для масс, за собой ничего не несут и по смыслу своему это и есть пустота. Ходя в одинаковых футболках с нашивкой Nirvana на груди, мы лишь опустошаем свою идентичность – впускаем пустоту в себя. Это более актуально сейчас, в обществе потребления, кода масса безумно стремится за модой. Этим самым становясь более однородной, фальшивой и пустой.
Вороновский предлагает бывшему коллеге работу, врачей для излечения катаракты и, в общем, возможность снова сесть на рациональную дорожку потребительской и прогрессивной, но пустой жизни. Отец Савватий отказывается, отражаясь на приборе как настоящий, в отличие от пластиковых ботинок Вороновского.
Telegram канал - t.me/...lus