Кто и что управляет нами.
Мы с вами живем в интересное и немного страшноватое время. Много говорим об искусственном интеллекте, спорим о нем, и сами уже не замечаем, что этот интеллект уже вовсю управляет нами, нашим поведением, желаниями и поступками. Он определяет, что нам покупать, что смотреть, какую информацию получать.
Как-то совсем незаметно, но так называемый "искусственный интеллект" вполз в нашу жизнь.
Стоит нам кликнуть на какую-то рекламу или попробовать что-то найти в инете, как потом, в течении долгого времени, при каждом входе в инет, вам услужливо подкидывают рекламку того, что вы когда-то искали или на что обратили внимание.
Все уже к этому привыкли, перестали обращать внимание.
Но. Мир не стоит на месте. И вот вам еще один случай.
Компания, в которой я работала имела корпоративный договор с одним из агрегаторов такси. При заказе, часто приезжали одни и те же водители.
Однажды мне предстояла поездка в командировку, самолет вылетал ночью, до аэропорта очень далеко, и я не хотела полагаться на волю случая, хотела, чтобы приехал проверенный человек на хорошей машине. Я договорилась с одним из водителей, чтобы он приехал за мной, а заказ я сделаю прямо из машины. Водитель приехал, я села в машину.
На экране смартфона я видела, что значки его машины и моего местоположения сливаются. Делаю заказ. Водителю заказ не приходит, а мне сообщается, что заказ закреплен за какой-то машиной, водитель находится в 3 км. от меня и приедет через 7 минут. Сбрасываю заказ. Размещаю снова. То же самое, только водитель будет ехать уже 10 минут! Только с третьего или четвертого раза заказ пришел водителю той машины, в которой я сидела!
Я спросила у водителя, почему так получается, что я сижу в машине, а заказ приходит кому угодно, но только не Вам? Не знаю - пожал плечами водитель. Алгоритм распределения заказов - тайна за семью печатями. Может у тех водителей рейтинг выше, или у них машины обклеены рекламой, а может еще по каким-то критериям.
Стоп, подумала я, т.е. агрегатору все равно, что я тороплюсь в аэропорт, что рядом со мной машина, которая может меня забрать не через 5-10-15 минут, а прямо сейчас, но алгоритм руководствуется своими, никому не ведомыми критериями отбора водителей и распределения заказов!
Почему я сейчас так подробно об этом пишу?
Потому, что здесь на Дзене я столкнулась приблизительно с той же проблемой!
Сколько я читала постов и опытных блогеров и не очень - никто не может сказать, по каким же критериям определяется количество показов и в какое время эти показы будут осуществлены! Ведь это тоже очень существенно!
- На телевидении есть такое понятие prime-time - время удобное для показа. В интернете тоже есть свой prime-time. Нам служба поддержки, на жалобы о маленьком количестве показов стандартно отвечает, что количество и время показов определяет алгоритм(!) и он как беспристрастный судья решает - интересна ли твоя публикация людям или нет!
И вот тут опять стоп! Ставлю себя не на место блогера, а на место читателя ленты Дзен. Какая то программа определяет, что мне читать, а что нет? Какой материал мне будет интересен, а какой нет? Вам не кажется, что это уже похоже на манипуляцию сознанием? Не являюсь приверженцем конспирологических теорий, но чем дальше углубляюсь в изучение Дзена, тем больше вопросов у меня появляется.
Чтобы поднабраться опыта, стала заходить на каналы продвинутых блогеров, читать их материалы. И тут я совсем оторопела. Ну да, есть блогеры, ведущие узкую тему, имеющие широкие познания в ней и пишущие на правильном русском языке. Но есть же... Двух слов связать не могут, материалы повторяются, дублируются, фотографии вообще не соответствуют тексту - но, сотни тысяч прочитываний, еще больше подписчиков... Может я сошла с ума? Или уже настолько устарела?
Думаю, что все-таки нет. Провела такой небольшой эксперимент.
Я пришла на Дзен с готовой рукописью: Её рождение не ждали. Родителям она не нужна. Пришла, потому что все, кто ее читал, говорили мне - тебе надо немедленно ее опубликовать. Материал с их слов - очень интересный, из реальной жизни реальных людей, надо, чтобы как можно больше народу ее прочитало. Зарегистрировалась, разбила рукопись на главы, чтобы было не утомительно читать сразу все и... А ничего. В первый месяц после публикации - 10 показов и 8 дочитываний... Только благодаря друзьям, которые отговорили меня сразу забросить это дело разместила вторую главу - результат тот же.
И тут я как-то ехала по трассе, пошел снег, стал опускаться туман, а я взяла и включила камеру на смартфоне. Сняла 30 секундный ролик. Сам ролик. В ролике НЕТ НИЧЕГО! Просто дорога, просто снег и легкий туман. Никаких событий, аварий или еще чего-либо. Но, чтобы проверить свои смутные подозрения я опубликовала его... 500 показов в первые 8 часов после публикации! Напомню - в ролике нет практически ничего! Но алгоритм решил - это будет интересно большому количеству людей - давайте прокручивать его без остановки.
Алгоритм пишут люди. И пишут они его под определенные задачи.
И прикрываются, прячутся за этим алгоритмом, как за ширмой... А если так, то возникает резонный вопрос. Каких задач? Дзен существует насколько мне известно уже с 2016 года. Аудитория у него все время растет. Количество пишущих в Дзене тоже растет - ведь каждый считает, что у него есть интересный и уникальный материал. Большинство новичков Дзена, побарахтавшись месяц, два, три и видя безрезультатность своих усилий уходят, им на смену приходят другие...
Но есть "несгораемая" когорта, благосостояние которых зависит исключительно из публикаций на Дзен. Они получают максимальное количество показов, им генерируют лайки и подписчиков. Ну не может нация отупеть на столько, чтобы не просто читать встречающуюся у них ахинею, но и еще подписываться, ставить одобрямс и писать отзывы.
А что же остальные? А остальным остается только полагаться на волю случая - а вдруг среди них затесался не замеченный Антон Павлович Чехов или Лев Николаевич Толстой. Хотя если честно, то подозреваю, что у Чехова и Толстого на Дзене шансов бы не было...
- Совсем не удивлюсь, если какой нибудь раскрученный блогер напишет аналогичную статью, но со своим видением ситуации. Где мы новички вечно плачущие и хотим все и сразу, а вот они пашут и им так тяжело сейчас живется (с личными менеджерами, командой собирающих для них информацию и пишущих за большинство), когда такая большая конкуренция. Но когда таким "супер-бупер" блогерам начинаешь задавать прямо в лоб вопросы, а с чего все таки начался Ваш успех, где отправная точка безумному количеству ваших подписчиков - то тут начинаются рассказы про случай, про то, что и сами не понимают, как это произошло. Но все, абсолютно все начинают говорить, что вы дескать пишите, больше пишите и все у вас получится.
А я вот думаю - а для кого писать, а самое главное как и каким образом потом будут использованы эти материалы!?
И еще. Сейчас появилось огромное количество "гуру" успехов на Дзене, которые пытаются продать свои вебинары. Очень бы хотелось поразмышлять над этим, но это уже, как говорится совсем другая история и тема следующей публикации.
А теперь попробуйте мне возразить! И еще интересно - как быстро меня заблокирует его благородие алгоритм?
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк, если вас статья задела.
Еще с Вами, Смысл жизни-путешествия.