Найти тему
Смысл жизни - путешествия

Алгоритм Дзена - в чьих интересах работает

Кто и что управляет нами.

Мы с вами живем в интересное и немного страшноватое время. Много говорим об искусственном интеллекте, спорим о нем, и сами уже не замечаем, что этот интеллект уже вовсю управляет нами, нашим поведением, желаниями и поступками. Он определяет, что нам покупать, что смотреть, какую информацию получать.

С чего все начиналось
С чего все начиналось

Как-то совсем незаметно, но так называемый "искусственный интеллект" вполз в нашу жизнь.

Стоит нам кликнуть на какую-то рекламу или попробовать что-то найти в инете, как потом, в течении долгого времени, при каждом входе в инет, вам услужливо подкидывают рекламку того, что вы когда-то искали или на что обратили внимание.

Все уже к этому привыкли, перестали обращать внимание.

Но. Мир не стоит на месте. И вот вам еще один случай.

Компания, в которой я работала имела корпоративный договор с одним из агрегаторов такси. При заказе, часто приезжали одни и те же водители.
Однажды мне предстояла поездка в командировку, самолет вылетал ночью, до аэропорта очень далеко, и я не хотела полагаться на волю случая, хотела, чтобы приехал проверенный человек на хорошей машине. Я договорилась с одним из водителей, чтобы он приехал за мной, а заказ я сделаю прямо из машины. Водитель приехал, я села в машину.
На экране смартфона я видела, что значки его машины и моего местоположения сливаются. Делаю заказ. Водителю заказ не приходит, а мне сообщается, что заказ закреплен за какой-то машиной, водитель находится в 3 км. от меня и приедет через 7 минут. Сбрасываю заказ. Размещаю снова. То же самое, только водитель будет ехать уже 10 минут! Только с третьего или четвертого раза заказ пришел водителю той машины, в которой я сидела!
Я спросила у водителя, почему так получается, что я сижу в машине, а заказ приходит кому угодно, но только не Вам? Не знаю - пожал плечами водитель. Алгоритм распределения заказов - тайна за семью печатями. Может у тех водителей рейтинг выше, или у них машины обклеены рекламой, а может еще по каким-то критериям.
Стоп, подумала я, т.е. агрегатору все равно, что я тороплюсь в аэропорт, что рядом со мной машина, которая может меня забрать не через 5-10-15 минут, а прямо сейчас, но алгоритм руководствуется своими, никому не ведомыми критериями отбора водителей и распределения заказов!

Почему я сейчас так подробно об этом пишу?

Потому, что здесь на Дзене я столкнулась приблизительно с той же проблемой!

Сколько я читала постов и опытных блогеров и не очень - никто не может сказать, по каким же критериям определяется количество показов и в какое время эти показы будут осуществлены! Ведь это тоже очень существенно!

  • На телевидении есть такое понятие prime-time - время удобное для показа. В интернете тоже есть свой prime-time. Нам служба поддержки, на жалобы о маленьком количестве показов стандартно отвечает, что количество и время показов определяет алгоритм(!) и он как беспристрастный судья решает - интересна ли твоя публикация людям или нет!

И вот тут опять стоп! Ставлю себя не на место блогера, а на место читателя ленты Дзен. Какая то программа определяет, что мне читать, а что нет? Какой материал мне будет интересен, а какой нет? Вам не кажется, что это уже похоже на манипуляцию сознанием? Не являюсь приверженцем конспирологических теорий, но чем дальше углубляюсь в изучение Дзена, тем больше вопросов у меня появляется.

Чтобы поднабраться опыта, стала заходить на каналы продвинутых блогеров, читать их материалы. И тут я совсем оторопела. Ну да, есть блогеры, ведущие узкую тему, имеющие широкие познания в ней и пишущие на правильном русском языке. Но есть же... Двух слов связать не могут, материалы повторяются, дублируются, фотографии вообще не соответствуют тексту - но, сотни тысяч прочитываний, еще больше подписчиков... Может я сошла с ума? Или уже настолько устарела?

Думаю, что все-таки нет. Провела такой небольшой эксперимент.

Я пришла на Дзен с готовой рукописью: Её рождение не ждали. Родителям она не нужна. Пришла, потому что все, кто ее читал, говорили мне - тебе надо немедленно ее опубликовать. Материал с их слов - очень интересный, из реальной жизни реальных людей, надо, чтобы как можно больше народу ее прочитало. Зарегистрировалась, разбила рукопись на главы, чтобы было не утомительно читать сразу все и... А ничего. В первый месяц после публикации - 10 показов и 8 дочитываний... Только благодаря друзьям, которые отговорили меня сразу забросить это дело разместила вторую главу - результат тот же.

И тут я как-то ехала по трассе, пошел снег, стал опускаться туман, а я взяла и включила камеру на смартфоне. Сняла 30 секундный ролик. Сам ролик. В ролике НЕТ НИЧЕГО! Просто дорога, просто снег и легкий туман. Никаких событий, аварий или еще чего-либо. Но, чтобы проверить свои смутные подозрения я опубликовала его... 500 показов в первые 8 часов после публикации! Напомню - в ролике нет практически ничего! Но алгоритм решил - это будет интересно большому количеству людей - давайте прокручивать его без остановки.

Алгоритм пишут люди. И пишут они его под определенные задачи.

И прикрываются, прячутся за этим алгоритмом, как за ширмой... А если так, то возникает резонный вопрос. Каких задач? Дзен существует насколько мне известно уже с 2016 года. Аудитория у него все время растет. Количество пишущих в Дзене тоже растет - ведь каждый считает, что у него есть интересный и уникальный материал. Большинство новичков Дзена, побарахтавшись месяц, два, три и видя безрезультатность своих усилий уходят, им на смену приходят другие...

Алгоритм пишут люди!
Алгоритм пишут люди!

Но есть "несгораемая" когорта, благосостояние которых зависит исключительно из публикаций на Дзен. Они получают максимальное количество показов, им генерируют лайки и подписчиков. Ну не может нация отупеть на столько, чтобы не просто читать встречающуюся у них ахинею, но и еще подписываться, ставить одобрямс и писать отзывы.

А что же остальные? А остальным остается только полагаться на волю случая - а вдруг среди них затесался не замеченный Антон Павлович Чехов или Лев Николаевич Толстой. Хотя если честно, то подозреваю, что у Чехова и Толстого на Дзене шансов бы не было...

  • Совсем не удивлюсь, если какой нибудь раскрученный блогер напишет аналогичную статью, но со своим видением ситуации. Где мы новички вечно плачущие и хотим все и сразу, а вот они пашут и им так тяжело сейчас живется (с личными менеджерами, командой собирающих для них информацию и пишущих за большинство), когда такая большая конкуренция. Но когда таким "супер-бупер" блогерам начинаешь задавать прямо в лоб вопросы, а с чего все таки начался Ваш успех, где отправная точка безумному количеству ваших подписчиков - то тут начинаются рассказы про случай, про то, что и сами не понимают, как это произошло. Но все, абсолютно все начинают говорить, что вы дескать пишите, больше пишите и все у вас получится.

А я вот думаю - а для кого писать, а самое главное как и каким образом потом будут использованы эти материалы!?

И еще. Сейчас появилось огромное количество "гуру" успехов на Дзене, которые пытаются продать свои вебинары. Очень бы хотелось поразмышлять над этим, но это уже, как говорится совсем другая история и тема следующей публикации.

А теперь попробуйте мне возразить! И еще интересно - как быстро меня заблокирует его благородие алгоритм?

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк, если вас статья задела.

Еще с Вами, Смысл жизни-путешествия.