Продолжим фотоисторию наших похождений кадрами Калиновского болота. Первую часть нашей фотоистории можно посмотреть здесь. Также читатель может познакомиться с нашими зимними прогулками по этим местам.
Выдвигаемся из зелёной капли леса посреди покосов и идём на север.
В южной части леса встречается небольшое количество ям и прорытых шурфов. Некоторые местные жители утверждают, якобы здесь было какое-то кладбище или окопы времён Гражданской войны.
Сами каналы достаточно крутые и поросли молодым сосняком.
В осушенной части болота тоже есть небольшие покосы, где любители фотографий в стиле "жизнь в деревне" могут сделать фото со стожком.
Красивые фото этих мест 2017 года можно посмотреть здесь.
Места здесь очень живописные. Любой фотохудожник найдет здесь массу поэтических ракурсов.
В равнине полей даже и не замечаешь, что уже наступает болото - начинаются полноводные каналы, полные атмосферных осадков.
Среди этих канав можно найти и остатки более известной Гумбольдтовой канавы, по которой из Шарташа текла вода в Калиновское болото.
Любопытно заметить, что название Калиновское болото является поздним. На старых картах ГАСО, например, опубликованных в "Абрисах..." [2], это болото имело более тривиальное название - Чистое болото, из которого вытекала речка Калиновка. Предполагается, что современное название болота возникло в конце XVIII века и закрепилось после открытия Калиновского прииска в 1803 году.
Эти канавы были прорыты предположительно в начале XX века, когда Калиновское болото стали осушать для добычи торфа. Полученный торф шёл на электростанции Берёзовского, а потом и на БЗСК - местные жители часто вспоминают, что иногда приходилось работать там несколько недель для получения квартиры [3].
Некоторые краеведы утверждают, что, мол, с Калиновского болота торф шёл на Уралмашзавод, на его ТЭЦ. Однако это не так, торф на Уралмашзавод доставляли с Крутихинского месторождения близ ст. Монетной [1]. Торфяник был разведан давно, однако промышленная разведка была произведена в 1926 и 1929 годах. Он принадлежал Березовскому золото-платиновому управлению. Площадь болота в те годы составляла 280 гектар, средняя глубина залежи торфа достигала 2 метров, что в два раза больше глубины залежи торфа на Малошарташском болоте и в два раза меньше глубины залегания торфа на Жулановском болоте. Торфяные запасы на момент 1933 года были оценены в 5,8 тыс. кубометров [1].
Калиновское болото окружено невысокими горами. Во время поисков золота по всей уральской земле в этих горах искатели рыли небольшие шахты в надежде найти кусочки золота. Две из таких шахт, знакомые многим берёзовчанам не понаслышке - Комаровская и Воронцовская в горах к востоку от болота, - приобрели в годы Гражданской войны плохую славу.
Сюда привозили на расстрел и сбрасывали мертвых деятелей социал-демократического движения бесчинствовавшие в городе белые войска [4, 5]. Например, в эту шахту был сброшен труп Н.И. Исакова - члена первого Совета с.-д. партии в городе.
Интересные сведения нашёл А.П. Гусев. Как указано в "Уральском следопыте", более повезло И. Я. Забродину - его, полуживого, сбросили на полок шахты, откуда он успешно выбрался и спас себе жизнь [5].
Вот такая мрачная история связана с этими местами...
Ранее мы публиковали живописные фотоэтюды северной части Калиновского болота. Также на них был запечатлен и карьер в северной части.
Ссылки:
1) Атлас энергетических ресурсов СССР. Т. 2. Вып. 5. Москва - Ленинград: ГЭИ, 1933.
2) Абрисы В. де Геннина. Екатеринбург: "Артефакт", 2015.
3) Старостин А. Н. Березовский завод строительных конструкций: хроника, люди, события. Екатеринбург: «Генри Пушель», 2014.
4) Янчурина Л., Гребенщикова Т. Старые улицы Берёзовского. Березовский : БМАУ «Редакция газеты «Березовский рабочий», 2019.
5) Филиппенко Л. Берёзовские историки // Уральский следопыт. 1960. Вып. 5.