В России банковские карты уже давно стали основным способом оплаты. Продавцам удобно принимать платежи таким образом, но дорого. Ставки по эквайрингу «съедают» до 3% от выручки. Но процент можно снизить в несколько раз, если внедрить оплату по QR-коду. Оборот по ней уже превышает 1,5 млрд рублей за неполный год, а подключение стоит 0 рублей. Как приучить клиентов оплачивать покупки по QR, чтобы интернет-магазин мог сэкономить на комиссиях? Об этом мы расскажем вместе с Райффайзенбанком.
QR-код — это альтернатива банковским картам. Новый способ оплаты Центробанк запустил в 2020 году. Покупателю достаточно отсканировать код камерой смартфона и нажать на кнопку оплаты в мобильном банке. Оплата проходит через систему быстрых платежей (СБП) и мгновенно оказывается на счету компании. Комиссия в 3–5 раз ниже ставки эквайринга — всего 0,4–0,7%.
Предлагайте бонусы, акции и эксклюзив
Самый эффективный способ привлечь пользователей к новому способу оплаты — сделать его выгодным при покупках. Таким путем пошел Wildberries, который ввел временный кэшбэк 5% при расчетах по QR-коду. В результате весной поисковые запросы про QR стали одними из самых упоминаемых в Яндексе среди других запросов об этом интернет-магазине.
Но не все e-commerce-предприниматели могут позволить себе запускать внушительные кэшбэки и скидки только для продвижения нового способа оплаты. Поэтому оптимальный вариант – привязать QR-код как дополнительный инфоповод к другим рекламным кампаниям. Например, вы хотели вернуть пользователей, которые уже давно ничего у вас не покупали. Это может быть рассылка в мессенджерах и СМС или ретаргетинг в соцсетях. Добавьте в рекламный текст посыл, что скидки доступны только при оплате по QR-коду.
В промоакции с оплатой по СБП можно включать только несезонные вещи или товары, которые пока не пользуются высоким спросом. Так вы сможете и продвинуть новый способ оплаты, и реализовать залежавшийся товар.
Если вы планировали запустить распродажу или скидки, используйте акцию для воспитания лояльности пользователей к оплате по QR. Так делают многие ритейлы: запускают акции со скидками, но ощутимый дисконт получают только владельцы карт магазина. Вы тоже можете поставить условие — можно купить товары по наиболее выгодным ценам только при оплате по QR-коду. После этого в пользу расчетов по QR сработают не только скидки, но и сарафанное радио.
Еще один способ — предложить бесплатную доставку при оплате по QR. Об этом покупателя стоит уведомить еще на этапе оформления заказа, иначе он не будет мотивирован. Так, при выборе способа оплаты рядом с вариантом «Оплатить через QR-код» можно сделать приписку «Доступна бесплатная доставка».
Предлагайте покупателям такие бонусы, которые можете себе позволить в рамках экономики своего бизнеса. Поначалу выгода от платежей по СБП может быть нулевая из-за действующих акций, но это время необходимо для создания у пользователей привычки к новому способу оплаты. Как долго и как часто запускать акции с привязкой к QR, зависит от интереса пользователей и возможностей вашего бизнеса.
Бонусы для покупателей, которые рассчитываются по QR-коду, сейчас предлагает не только Wildberries. Такие акции готовятся ввести Эльдорадо, М-Видео и Связной.
Предлагайте QR через соцсети, мессенджеры и сайт
Просто указать QR-код как один из способов оплаты недостаточно. Несмотря на его выгоду с кэшбэком, скидкой или бесплатной доставкой, покупатель может просто не знать, как ему провести оплату. А значит, не разберется, как ему расплатиться за покупку, вернется к варианту с картой или вовсе откажется от заказа.
Поэтому покупателям нужно заранее рассказать, что такое оплата по QR-коду и почему она удобнее и выгоднее, чем карта. Проще начать с соцсетей, куда можно выложить короткое и понятное видео, как отсканировать QR камерой и где подтвердить оплату покупки.
«Догонять» покупателей можно через СМС-рассылку или мессенджеры. Начать тест стоит с упоминания бонуса, который клиент получит при оплате по QR. Например: «Для вас доступна бесплатная доставка курьером. Оформите заказ у нас на сайте и оплатите покупку по QR-коду».
Чтобы охватить максимально широкую аудиторию, добавьте на сайт поп-апы и баннеры об оплате по QR. Это могут быть как изображения со слоганами вроде «Плати по QR — получи кэшбэк 5%», так и пошаговые схемы с объяснением, как рассчитываться новым способом.
Финальным этапом такой воронки станет окно оплаты. При подключении к СБП через Райффайзенбанк QR будет органично располагаться рядом с полем для реквизитов банковской карты. Причем вариант с оплатой по коду усиливается призывом: «Нет карты под рукой? Оплатите в приложении банка». Вдобавок всплывающее окно Райффа адаптируется под цветовую палитру магазина и «подтягивает» логотип магазина.
Напоминайте об оплате по QR через все каналы связи с клиентами
Продукт называют популярным, когда его начинают упоминать везде. И чем чаще о нем говорят, тем более привычным он становится. Чтобы достичь такого же эффекта среди пользователей, нужно использовать все способы связи с ними. Если ваши менеджеры перезванивают клиентам после оформления заказа, добавьте в их скрипт разговора упоминание про расчеты по QR-коду. Например: «При следующей покупке вы можете получить скидку 5%, если оплатите ее через QR-код. Больше информации на нашем сайте».
А в случае приема оплаты через мессенджеры или по email, можно высылать QR-код вместе с привычной ссылкой на платеж по реквизитам карты. Моментального скачка оплат по QR не случится, но у пользователей будет постепенно откладываться в памяти этот способ платежа. И в результате значительная часть покупателей хотя бы раз попробует оплатить товар через код.
При доставке товара курьером тоже можно заложить оплату по QR. Код можно распечатать прямо на документах для оплаты или выводить на экране «умной» БИФИТ-кассы. Такие устройства можно заказать у партнеров Райффайзенбанка. Когда курьер доставит заказ, он может спросить у покупателя название банка. Если это один из участников СБП, тогда стоит предложить оплату по QR. Так курьер научит клиента пользоваться QR-кодом, а магазин получит почти 100% выручки за товар.
Продвижение расчетов через СБП практически не требует никаких денежных вложений. Спецпредложения можно внедрить в уже существующие акции, а видео, баннеры и рассылки делаются за счет внутренних ресурсов. Остальные расходы окупятся в течение первого года приема оплат по QR-коду со сниженной комиссией за платежи.
В 2021-ом к новому сервису СБП обязаны подключиться все системно значимые банки. А значит, потенциальная аудитория QR превысит 100 млн пользователей, что увеличит ее оборот до десятков миллиардов рублей. При этом бизнес может подключить оплату по QR в Райффайзенбанке за 0 рублей. Интеграция займет меньше недели: достаточно подписать договор, а с техническими вопросами поможет команда разработчиков банка. Вместе с QR-кодом в одном пакете можно оформить эквайринг и расчетный счет.
Получайте от клиентов почти 100% выручки со сниженной комиссией. Листайте дальше, чтобы оставить заявку на подключение оплаты по QR-коду.