Автор
Статья в поддержку проекта Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2020 года «Психология: Учебник» Надежды Дмитриевны Твороговой, Николая Сергеевича Кравцова и Ирины Борисовны Ханиной (в номинации «Книга года по психологии»).
Многие жители стран мира в настоящий период переживают инфекционное заболевание. Но страдает не только тело.
Болезнь и изоляция приводят к фрустрации важных потребностей человека, не только физиологических, но и потребностей в безопасности (физиологической, психологической, социальной), в принадлежности к группе (профессиональной, семейной, пр.) (см. пирамиду потребностей, разработанную А. Маслоу, — учебник «Психология», 2020).
Люди в разных странах, чтобы избежать телесного заражения (болезнетворными вирусами), в течение длительного времени находятся в изоляции; уровень состояния социального благополучия личности стремительно падает. В такой кризисный период подтверждается / опровергается принятое ранее индивидом отношение доверия / недоверия к значимым для него персонам (коллегам по работе, членам семьи, знакомым, др.). По данным специальных исследований, отсутствие социальной поддержки (Подольский А.И.) значимо влияет на психоэмоциональное состояние, ухудшая его. Специальными исследованиями показана жизнеутверждающая сила социальной поддержки (Кислицина О.А., 2005). ВОЗ еще раньше обратила серьезное внимание на «систему социальной поддержки против стресса».
Вступая в интернет-взаимодействие, люди обмениваются эмоциями и смыслами. Их коммуникация формирует общественную атмосферу — нематериальную (идеальную) реальность, в свою очередь оказывающую влияние на людей; эмоции заразительны.
Прогноз заболевания COVID-19 неутешителен, он по многим показателям неопределенный, что усиливает у людей тревогу, страх привычно общаться с другими людьми, пользоваться теми или иными социальными инструментами, средствами передвижения, пр. Потеря контроля над ситуацией, тревожность, неспособность преодолевать кризисные обстоятельства, безысходность оказывают негативное влияние на качество жизни, приводят к угнетению иммунной и других систем организма, способствуя развитию заболеваний (Пак С.Г., 2006; др.); эмоциональное истощение является мощным предиктором развития острого инфаркта миокарда (Гундаров И.А., Полесский В.А., 2016).
Комплексный подход к лечению распространившейся инфекции
Во многих странах фирмы разрабатывают средства не только диагностики, но и лечения коронавируса, средства профилактики. Это крайне необходимо.
Но надо противостоять и наметившейся эпидемии страха, тревоги. Успокоить ум трудно; он функционирует даже во время сна (Дилипкумар К.В., 2015).
Последние десятилетия развивается новое эпидемиологическое направление — психоиммунология, доказывая роль психосоматических механизмов в возникновении инфекционного процесса. Показано влияние на самочувствие индивида его социальной востребованности, его нужности людям; показана зависимость активности физиологического синдрома, уровня иммунологической активности от духовно-эмоционального состояния индивида и социальной атмосферы (Гундаров И.А., Пономарева Е.Г., Левашова М.А., Гундаров Б.И., 2020).
Группа американских специалистов (1982) пришла к выводу, что примерно половина смертельных исходов обусловлена нездоровым образом жизни (ЗОЖ).
Традиционно в центре внимания медицинских работников преимущественно оказывается поведение (рациональное питание, физическая активность, соблюдение режима дня, др.), направленное на поддержание физического здоровья; обращается внимание и на вредные привычки (переедание, гиподинамия, др.), на склонность к рискованным формам поведения, пр. Медиками на индивидуальном уровне стимулируются положительные сдвиги в поведении пациентов (отказ от курения, повышение физической активности, отказ от рискованных форм сексуального поведения, использование ремней безопасности в автомобиле, др.).
Психологов традиционно больше заботит поведение, поддерживающее психическое благополучие личности (это и активность по самоактуализации, зрелости личности, достижению жизненного успеха, др.), создающее иммунитет против психических расстройств. Психологи изучают также социальную практику, общение личности, которые создают условия для ее социализации, самореализации в социуме, для получения поддержки, пр.
В центре внимания философов, специалистов по духовным практикам, представителей различных духовных конфессий поведение личности в направлении своего духовного здоровья (поведение в направлении высших человеческих ценностей, самореализация своих высших возможностей, пр.). В исследованиях по биоэтике рассматривались мораль и нравственность (духовная составляющая здоровья, индивидуального и общественного). Нужно помочь всему обществу, отдельным его группам и представителям быть информированными о том, что способствует здоровью, а какие поведенческие модели увеличивают вероятность заболевания, увечья или преждевременной смерти.
Мы ввели понятие «саногенное поведение»: необходимо заботиться не только о своем физическом благополучии, но и о психическом, социальном, духовном (Творогова Н.Д., 2008, 2016, 2017).
Саногенное поведение
Саногенное поведение — поведение, которое по своей направленности и способам осуществления приближает человека к здоровью, это оздоравливающее поведение. При рассмотрении его структуры мы использовали деятельностный подход, опирающийся на отечественную психологическую школу; в этой связи в макроструктуре саногенного поведения выделены его мотивация, цели, действия, операции, самоконтроль.
Саногенное поведение, обладая общей саноцентристской направленностью (направленностью на здоровье в определении, записанном в Уставе ВОЗ), имеет духовное измерение: регулируется высшими духовными ценностями; личность, их культивирующая, стремится к самореализации (чем бы при этом профессионально ни занималась), при которой высшие духовные ценности влияют на ее выбор: (а) каждодневных целей деятельности в различных сферах жизни (по утверждению патопсихолога проф. Б.В.Зейгарник, «охрана психического здоровья заключается… в формировании высших целей»); (б) поведенческих программ достижения этих целей; (в) используемых средств реализации намеченной программы; (г) влияет на самооценку эффективности каждодневного поведения, удовлетворенность своей жизнью.
Саногенное поведение — это поведение, которое предполагает заботу о своем физическом и психическом состоянии, о своем организме, чтобы с его помощью иметь возможность через каждодневную активность претворять свои высшие устремления в продукты реального мира (материальные, социальные, духовные). Такое поведение способствует психическому благополучию его культивирующей личности.
Саногенное поведение, способствуя и социальному благополучию, предполагает социальную активность, нацеленность на оказание помощи в ней нуждающимся, умение сообща с другими работать, испытывая при этом чувство соборности (когда каждый в совместном труде остается самим собой, уникальным его субъектом и в то же время является естественной частью целостного социального организма, испытывая от этого своеобразного состояния изолированности и приобщенности чувство удовлетворения, радости). В контексте изучения саногенного поведения нами (Творогова Н.Д., 2015) введено понятие «саногенное общение» (общение, способствующее приближению его участников к здоровью, состоянию социального благополучия).
Таким образом, полимотивация — важнейшая характеристика саногенного поведения. Для обеспечения саногенного поведения важно научиться ставить перед собой позитивные цели, культивировать саногенное мышление (саногенному мышлению, как частному случаю позитивного мышления, посвящены научные исследования психолога и философа Ю.М. Орлова, его учеников), саногенное восприятие (направлять внимание при восприятии социальных объектов не только на их недостатки, но и на достоинства, ресурсы), регулировать свое поведение с опорой на высшие ценности, уметь вносить коррективы в свое поведение.
Такое поведение задает векторы развития человека: духовного, социального, психического, физического, — предполагая гармонию развития человека во всей его целостности. Объективными регуляторами такого поведения выступают показатели физического и психического здоровья, социальной, экономической успешности. В качестве субъективного регулятора можно рассматривать субъективное состояние благополучия, удовлетворенность жизнью, приписывание ей того или иного качества. Умение извлекать уроки из своих неудач в достижении цели, из своих побед и поражений, вносить в свое поведение коррективы, осознанно управлять им — важная характеристика саногенного поведения.
Поведение человека предопределяется не только его настоящим, прошлым, но и будущим (цели, образы желаемой действительности, самого себя). По многим наблюдениям, в мечтах личности, которая создает все новые и новые планы, отодвигая горизонт возможного для себя, таится огромное количество энергии; но человек может мечтать о разном. Социум, в котором он живет, подсказывает направления движения, которых следует придерживаться личности на своем индивидуальном жизненном пути. Однако, человек имеет возможность и самостоятельно влиять на свое поведение, а значит, на свое благополучие, на свое здоровье как основной ресурс жизни на этой земле. При выборе того или иного поведения он обладает значительной свободой, имеет право по своему усмотрению распоряжаться своим здоровьем. Эта свобода реализуется в каждодневном поведении.
На пути управления своим поведением есть определенные трудности и ограничения, поскольку в психике наряду с процессами и состояниями, поддающимися самоизменению, имеются и надсознательные явления, неосознаваемые мотивы и смысловые установки, неосознаваемые механизмы регуляции способов деятельности, неосознаваемые резервы органов чувств, др. Человек не всегда действует осознанно, он также зачастую демонстрирует «полевое» поведение, подверженное влиянию сложившихся динамических стереотипов, управлению окружающими людьми или внешними обстоятельствами.
В психологии управления доказано, что эффект управления зависит от качества управляющего звена. Личность имеет ресурсы управлять не только своим поведением, но и трансформировать саму себя. Самотрансформация в направлении приближения к своей подлинной самости способствует усилению самотождественности. Симптомы, что человек стал зрелым: он начинает любить (любовь-бытие, любовь-подарок, по А. Маслоу), «переполняться», делиться, отдавать вместо того, чтобы нуждаться. Духовное здоровье личности, ее психологическая зрелость — хорошие предпосылки для эффективного управления собственным поведением, для укрепления составляющих своего здоровья (физического, психического, социального благополучия).
Опрос
Нами в мае 2020 г. были опрошены 30 человек (случайная выборка — 15 представительниц женского пола, 15 мужского пола) в возрасте от 30 до 50 лет.
Использован итальянский вопросник (анкета) «Психо-коронавирус», переведенный на русский психологом Андроником (ПИ РАО) — это инструмент для измерения эмоционального состояния в ситуации чрезвычайной ситуации пандемии коронавируса. Анкета включает 20 утверждений, каждое из которых имеет отношение к целому ряду («спектру») состояний тревоги, психического напряжения (умственное беспокойство, психологический стресс) и соматической тревоги (беспокойство о состоянии своего телесного здоровья; проблемы с телесным здоровьем, вызванные тревогой). Задача использования анкеты: измерить посредством самооценки наличие и интенсивность тревожных состояний в условиях текущей чрезвычайной ситуации.
Цель проведенного нами опроса: определить (выявить) суммарную величину, характеризующую самооценку тревоги, складывающуюся из ответов на вопросы, касающихся различных состояний тревоги. Минимально возможный индивидуальный балл 20, максимальный — 80.
По результатам опроса нами получен средний балл самооценки тревоги — 65; опрошенные представительницы женского пола испытывают несколько большую тревогу, чем мужчины.
Все опрошенные оценили максимально (по 4-балльной шкале) следующую свою обеспокоенность:
- «Беспокойство по поводу коронавируса (например, очень негативные мысли о будущем; страх, что все может пойти еще хуже) занимает мой ум большую часть дня».
- «Я опасаюсь людей».
- «Необходимость оставаться дома не дает мне чувства защищенности от риска заражения коронавирусом».
- «Я испытываю чувство вины и чувствую себя подавленным ответственностью перед своей семьей и другими людьми, которые зависят от меня».
- «Меня постоянно беспокоит мысль, что я могу заразиться коронавирусом».
Больше половины опрошенных высказали следующие опасения:
- «Я боюсь, что меня могут бросить, и я боюсь одиночества».
- «Я не чувствую никакого интереса или удовольствия к вещам, которые раньше были важны для меня».
- «Я чувствую себя более раздражительным и злым; я просыпаюсь слишком рано утром, даже если я хотел бы спать больше».
- «У меня есть трудности с концентрацией внимания и забывчивость в течение дня».
- «Я чувствую мышечную боль, скованность, судороги, тон моего голоса ниже».
Заключение
Таким образом, находясь в ситуации пандемии, необходимо, что и реализуется во многих странах мира, искать средства лечения и профилактики инфекционного заболевания.
Наряду с этим необходимо способствовать психическому, социальному, духовному благополучию граждан. То есть необходима нацеленность не только на борьбу с болезнью, но и на поддержание индивидуального и общественного здоровья, что особенно важно на этапе выхода из пандемии.
Современная научная модель человека (принятая в большинстве стран мира) — биопсихосоциальная; утверждение принципа целостности человека привело к принятию холистического (т.е. целостного, от англ. hole — целый) подхода в медицине. В соответствии с этим подходом определение, записанное в Уставе ВОЗ (1948): «здоровье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». И в Федеральном законе РФ №323-ФЗ записано: «здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма».
Научно доказана взаимосвязь состояний благополучия. В медицине и психологии традиционно изучаются психосоматические взаимовлияния. Социопсихосоматический подход предполагает изучение человека в социальном контексте.
Восприятие личностью своего положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых она живет, а также в соответствии со своими целями, ожиданиями, стандартами и заботами ВОЗ характеризует как качество жизни.
Человеку дана возможность в каждый момент его жизненного пути, самоопределившись, осознанно управлять своими мыслями, эмоциональными состояниями, своим поведением, что особенно важно на развилке жизненных дорог. Обычно принятие решения о дальнейшем пути сопровождается мучительными сомнениями, какими ориентирами воспользоваться. Понятие «саногенное поведение» задает ориентиры для разных сфер активности человека, находящихся в определенной иерархии.
Саногенное поведение не дается изначально, а достигается напряженными исканиями, развитием себя, осознанным управлением своими психическими процессами, своим поведением.
Чувство радости на этом пути сигнализирует об удовлетворении фундаментальной потребности человека — потребности быть самим собой, быть здоровым.
Активно изучаются и взаимосвязи между индивидуальным и общественным здоровьем. Общество может оказывать как развивающее, так и сдерживающее или деструктивное влияние на личность, ее здоровье, что дало основание Э. Фромму ввести термин «социально заданная ущербность». В общественной жизнедеятельности здоровье рассматривается как объект социокультурного манипулирования; но при этом общество должно заботиться и о своем (общественном) здоровье.
На общегосударственном уровне мишенью программ с целью поддержания общественного здоровья могут быть общественное настроение, обычаи, культурные стереотипы, межнациональные и классовые конфликты, информационные потоки, пр. В исследованиях по биоэтике утверждалось (Хрусталев Ю.М., 2014), что сбережение и укрепление здоровья является всеобщим, т.е. государственным делом и одновременно ответственной задачей каждой личности.
Не только общество, но и личность каждого должна быть нацелена на здоровье (в определении здоровья, записанного в Уставе ВОЗ). Образ мыслей, включающий идею здоровья, страх заболеть, как показывают специальные клинические исследования, формирует установку, соответственно, на здоровье, на болезнь. Д.Н. Узнадзе еще в 1941 г. писал, что, благодаря установке, происходит своеобразная настройка субъекта, что порождает определенную реакцию его организма. Исследуются условия принятия личностью роли больного (вхождение в принятую ею роль) или здорового; а также мотивационный аспект, причины предпочтения личности быть «здоровой» или «больной».
Литература:
- Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России». – М., 2007.
- Гундаров И.А., Полесский В.А. Профилактическая медицина на рубеже веков. От факторов риска — к резервам здоровья и социальной профилактике. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2016. – 256 с.
- Гундаров И.А. Духовность и здоровье // Клиническая психология: энциклопедический словарь / под общ. ред. проф. Н.Д.Твороговой. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Практическая медицина, 2016. С. 146-147.
- Творогова Н.Д. Духовное здоровье // Вестник университета Российской академии образования. 2006, № 4. С. 44-53.
- Творогова Н.Д. Саногенное поведение // Философия укрепления здоровья нации. М.: Российское философское общество, 2008. – С. 124-139.
- Творогова Н.Д. Саногенное мышление в общении // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Когито-Центр, 2015. – С. 468.
- Творогова Н.Д. Эпидемии психические // Клиническая психология: энциклопедический словарь / под общ. ред. проф. Н.Д.Твороговой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Практическая медицина, 2016. – С. 318.
- Творогова Н.Д. Саногенное поведение // Клиническая психология: энциклопедический словарь / под общ. ред. проф. Н.Д.Твороговой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Практическая медицина, 2016. – С. 472-473.
- Творогова Н.Д. Саногенное поведение в контексте здорового образа жизни // Сеченовский вестник. 2017, № 1(27). С. 50-60.
- Творогова Н.Д. Психология: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицинское информационное агентство, 2020. – 664 с.
- Хрусталев Ю.М., Ткаченко О.В. Основы биоэтики: Учебное пособие. – М.: Практическая медицина, 2014. – 320 с.
- Tvorogova N.D. SANOGENIC BEHAVIOR (underpandemicconditions) // International Conference on research Trends in Social Sciences, Education, Humanities, Studies: Conference Proceedings, Conference Proceedings, May 30th, 2020, Los Angeles, USA. SPO «Professional science», Lulu Inc., 2020, pp. 49-61.
Творогова Надежда Дмитриевна
профессор, доктор психологических наук, заведующая кафедрой педагогики и медицинской психологии, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
Москва