Царская Россия была сословным государством с низкой социальной мобильностью. Это означало, что вертикальное изменение статусов было затруднено. Однако в истории нашей страны есть примеры, когда люди поднимались по социальной лестнице очень высоко, от крепостных до дворян.
Дворянство за личные заслуги
Получить дворянский титул в России можно было за выдающиеся заслуги перед государством. Яркий пример подобного рода — основатель династии уральских промышленников Демидовых Никита Антуфьев (1656-1725). Он родился в семье Демида Антюфеева, который был родом из государственных крестьян села Павшино.
Позднее переехал в Тулу, где занимался кузнечным и оружейным ремеслом. Никита продолжил дело родителя, стал владельцем железоделательного завода и успешно торговал металлом. Благодаря знакомству с Петром I в начале XVIII века стал поставщиком оружия для армии, воюющей против шведов в Северной войне.
В его распоряжение были отданы казенные Верхотурские заводы на Среднем Урале, а в дальнейшем он смог на выделенных землях построить несколько новых железоделательных заводов.
Предприятия Демидова (Антуфьев именовался под этой фамилией с 1702 года) демонстрировали высокую производительность при изготовлении пушек, снарядов для артиллерии, якорей.
Стоимость продукции была в два раза ниже, чем у других поставщиков. При этом он помогал царю финансово и металлом в строительстве Санкт-Петербурга. За эти и многие другие заслуги Никита Демидов получил в 1720 году личное дворянство.
Мог ли помочь брак
Сословный статус детей в России определялся в соответствии со статусом отца. В метрических книгах часто встречаются записи подобного плана: «сын крестьянина Казанской губернии...». При этом статус матери ребенка не упоминался.
Это означало, что брак крестьянина с дворянкой никак не мог сделать привилегированными их общих детей. Более того, женщина теряла статус, превращаясь в крестьянскую жену.
Теоретически супруг мог взять фамилию супруги и как бы влиться в состав ее семьи.
В таком случае сословная принадлежность детей, вероятнее всего, определялась сословием матери и ее сыновья, дочери становились дворянами. Однако на практике подобные ситуации встречались крайне редко и то при условии, если в семье дворян не было детей.
«Табель о рангах» и не только
В январе 1722 года в России был принят «Табель о рангах». Документ окончательно ликвидировал местничество, позволив незнатным, но талантливым людям продвигаться по государственной службе, получая титулы и звания.
Солдаты дорастали до офицера, а рядовой житель города мог стать статусным чиновником. В петровскую эпоху действовала понятная формула — каждый образованный должен служить, при этом служить вправе каждый человек с образованием.
Несмотря на широкие возможности продвижения, которые давал «Табель о рангах», он не действовал в отношении крепостных крестьян. Последним оставалось рассчитывать на благосклонность своих хозяев, которую можно было добиться благодаря выдающимся талантам и заслугам.
В числе таких примеров Ефим и Мирон Черепановы, крепостные заводчиков Демидовых, которые в 30-е годы XIX века изобрели первый российский паровоз («сухопутный пароход»). Это было выдающееся достижение для механиков-самоучек, пусть и имевших опыт работы над подобными проектами и даже посетивших Англию и Швецию для изучения опыта.
И хотя Черепановы не стали дворянами, их жизненный путь шел именно в этом направлении, ведь для попадания в ряды привилегированного сословия нужно сначала быть свободным.
Перейти из крепостных в дворяне было крайне непросто. Как правило, для этого нужно было обладать большим талантом и ярко проявлять себя, на что уходили долгие годы.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк, комментируйте, делитесь публикацией в соцсетях.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!