Найти тему

Загадка культа Чунского Коня. Часть 2. Статья по архивным документам и исследованиям.

Итак, в первой статье вы узнали о том, как молились коню на берегах реки Чуна. Почитать первую часть статьи можно здесь.

А мы продолжаем докапываться до истины. Итак, сегодня взгляд на ситуацию с конем от видного исследователя прошлого века - Чеканинского Ивана Алексеевича.

Для справки:
Иван Алексеевич Чеканинский родился в 1891 году по старому стилю в Санкт-Петербурге, в семье газетного репортера и учительницы. Он был пятым ребенком из семи. Из-за материальных трудностей и тяжелой болезни отца им пришлось переехать в Красноярск. После окончания гимназии Иван Алексеевич работал народным учителем в селе Ежемском, на реке Ангаре. Увлекся Этнографией и антропологией, стал членом-корреспондентом Императорского Русского Географического общества. А в 1911 году Иван Чеканинский поступил в Московский археологический институт на специальность археолог-этнограф.
О нем немного информации в интернете, поэтому я решила осветить его деятельность после отдельной статьей.

Продолжаем про коня.

Ни коллеги Чеканского, ни он сам, не восприняли всерьез информацию от господина Шера. По убеждениям этнографов, ни у одного народа обрядов, связанных с молениями коням они не встречали. А тут еще по случаю и в музей съездили. Ученик Ивана Алексеевича, Павел Брюханов, сам родом из тех мест, ангарский крестьянин, увидев надпись на вышеупомянутом экспонате, был немало удивлен.

„И чево только они сюды не привезутъ? Кони, которымъ челядёнки (ребятишки) играютъ, и то емя надо!"
Источник - "Этнографическое обозрение Императорского общества Любителей Естествознания, Антропологии и Географии, 1914 год"

В те времена практически у каждого малыша был деревянный конь, с гривой и хвостом из пакли, в которых играли детки.

Эвенки, 1888 год
Эвенки, 1888 год

Такая реакция по сути местного жителя Ивана Алексеевича насторожила. Он собрался в экспедицию, где твердо решил выяснить все сам.

Для полноты сведений он решил расспросить не только жителей по берегам реки Чуны, но и по берегам реки Уды, с которой Чуна и начинается.

Первое, что ему виделось необходимым сделать - собрать детские игрушки, напоминающие музейный экспонат. Но Ивану Алексеевичу было нечем отблагодарить ребят, поэтому теория с треском провалилась.

Не отчаиваясь, он справедливо полагал, что молва о всемогущем Чунском коне должна была разлететься на сотни километров по берегам и весям. Каждый хотел бы себе такого избавителя.

Однако жители окрестных селений ничего подобного не слышали. В ответ на вопросы этнографа, они говорили следующее:

„Езливъ мы бы граъютны были такъ ешшо знали бы, a то, вишь, вотъ неграмотны; ты грамотный, ты болѣ насъ знашь"; или еще: „а тварь лихкомыслёма (подразумѣваіогся тунгусы), ешшо быть можотъ, у ихъ ето быватъ, а про бярёзовскихъ никовда и не слыхивали, у насъ жо и погодѣ (т.-е. подавно) етова не было".
Источник - "Этнографическое обозрение Императорского общества Любителей Естествознания, Антропологии и Географии, 1914 год"

Не буду пересказывать вам все слова крестьян - в этом нужды нет. Скажу лишь, что большинство говорили, что сказки это все. Еще и этнографа в сказках обвиняли. Если только тунгусы могли, но их не видят и не слышат, потому как не выходят они в деревни, живут отдельно. А крестьяне-де, все по богу делают, хоронят в землю и дома иконы стоят.

Источник - https://i.pinimg.com/originals/80/da/a0/80daa0ff93c28725d010808e178dcba1.jpg
Источник - https://i.pinimg.com/originals/80/da/a0/80daa0ff93c28725d010808e178dcba1.jpg

Приведу только один комментарий, который, по моему убеждению, современным людям может быть любопытен. Крестьянин из деревни Неванской

Измаилъ Ер.миловичъ Рукосуевъ, 46 лѣтъ, неграмотный:
„ЧуднО, право чуднО, стало быть они (березовскіе крестьяне) таки жо нехристи, какъ и ясашны. Такъ оно, баринъ, вѣрно, жовешь въ лѣсу и молёшься колесу. Вотъ ешшо политики (политическіе ссыльные) насъ немного попріобразовали. А самъ то я ничево етова не слыхивалъ, могу подъ присягой сказать. Конь, да чё на ево моли(т)ца, святой онъ што-ли?"
Источник - "Этнографическое обозрение Императорского общества Любителей Естествознания, Антропологии и Географии, 1914 год"

Интересен момент с названием политзаключенных - политики. Коротко и по делу. Как всегда у русского народа.

Так как статья выходит уж больно длинной, разделяю ее. Продолжение читайте здесь.

Если хотите узнать то, о чем нигде не пишут, приглашаю подписаться на канал Избушка.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц