Найти тему
Изучаю людей

После трёх уже поздно

После трёх уже поздно! До пяти ещё рано!

Знакомые утверждения? Думаю, знакомые всем родителям. И, как вокруг любого запоминающегося лозунга, вокруг этих двух масса спекуляций. И после трёх бывает не поздно, и до пяти не рано. Смотря для чего. 

Давайте попробуем вспомнить, когда эти лозунги слышно чаще всего. 

Первый - после трёх уже поздно - ой, да практически всегда. Любимый лозунг маркетологов всех мастей. Эта публика хорошо знает, что нет более чувствительного и трепетного народа, чем молодые мамы первенцев. Чувства вины - о да, отсыпано с лихвой и на нем так приятно играть.

Без шапочки - плохая мать, в шапочке - тоже. Холодные руки - о ужас, горячие - караул. Недоедает, переедает. К груди привязала, сумасшедшая. Смесь с рождения - ехидна. Сидишь до трёх лет дома - наседка, вышла на работу - кукушка. Не развиваешь до 3 лет?!!!! А после треееех уже пооооздно, бе-бе-бе!

Ну давайте разбираться, для чего действительно поздно. Для изучения иностранных языков? Сомнительно. Да, если ребенок растет в двуязычной среде, он незаметно сам для себя усвоит оба в равной степени. Если же нет - то попытки обучать его иностранному до трёх лет вполне могут быть обречены на провал, если неправильно выстроить учебный процесс (а дети раннего возраста очень чувствительны к форме обучения). В то время как изучение языка в более старшем возрасте вполне может оказаться успешным.

Для математики и чтения? А вот тут как раз лучше поздно, чем рано. Можно, конечно, и до трёх лет начать. К шести как раз закончите, до школы успеете. Если, конечно, не отвратите от процесса на всю оставшуюся жизнь. А если начнёте в шесть - то тоже к шести закончите) Тоже до школы успеете. Только отравить себе и ребенку три года жизни не успеете. 

А вот для чего может быть действительно поздно - для развития эмоций, воображения и речи. Гораздо полезнее эти три года, когда горят жаждой открытий пытливые детские глаза, просто провести в поле или в лесу вместо парты. Вооружившись атласом-определителем и назвав каждую травку, каждый цветочек и птичку. Обогатив лексический запас малыша (и свой тоже) сотнями новых наименований. Сотнями действий - летит, скачет, плывет, растет, колышется, растекается. Сотнями признаков - трепещущий, блестящий, травяной, гладкий, шершавый, колючий. Позаботиться о том, чтобы малыш познал реальный, а не абстрактный мир знаков наиболее полно и всеми органами чувств.

Познал - и понял как он называется. Сформировав нейронные связи от зон, отвечающих за сенсорное восприятие - к зонам, отвечающим за наименование всего сущего. Чем больше этих связей он сформирует - тем более будет развит его мозг. И тем быстрее он научится чтению и иностранному языку. Тогда, когда придет время.

Для чего ещё может быть поздно? Для обращения к логопеду. Если ваш ребенок молчит, как рыбка, в два - после трёх может быть поздно. Если ребенок не понимает речь - после трёх уже ой как поздно. Не устаю напоминать в этом блоге - бывают люди, которые опоздали! К сожалению, бывают. Не говорят ни а три, ни в тридцать. А могли бы. 

Обо мне: Ольга Мордашова, логопед, дефектолог, нейрологопед, АВА-инструктор.

Отвечаю на любые вопросы в директе Инстаграма https://instagram.com/ne_tolko_logoped?igshid=1xjtrfe5imju