После трёх уже поздно! До пяти ещё рано!
Знакомые утверждения? Думаю, знакомые всем родителям. И, как вокруг любого запоминающегося лозунга, вокруг этих двух масса спекуляций. И после трёх бывает не поздно, и до пяти не рано. Смотря для чего.
Давайте попробуем вспомнить, когда эти лозунги слышно чаще всего.
Первый - после трёх уже поздно - ой, да практически всегда. Любимый лозунг маркетологов всех мастей. Эта публика хорошо знает, что нет более чувствительного и трепетного народа, чем молодые мамы первенцев. Чувства вины - о да, отсыпано с лихвой и на нем так приятно играть.
Без шапочки - плохая мать, в шапочке - тоже. Холодные руки - о ужас, горячие - караул. Недоедает, переедает. К груди привязала, сумасшедшая. Смесь с рождения - ехидна. Сидишь до трёх лет дома - наседка, вышла на работу - кукушка. Не развиваешь до 3 лет?!!!! А после треееех уже пооооздно, бе-бе-бе!
Ну давайте разбираться, для чего действительно поздно. Для изучения иностранных языков? Сомнительно. Да, если ребенок растет в двуязычной среде, он незаметно сам для себя усвоит оба в равной степени. Если же нет - то попытки обучать его иностранному до трёх лет вполне могут быть обречены на провал, если неправильно выстроить учебный процесс (а дети раннего возраста очень чувствительны к форме обучения). В то время как изучение языка в более старшем возрасте вполне может оказаться успешным.
Для математики и чтения? А вот тут как раз лучше поздно, чем рано. Можно, конечно, и до трёх лет начать. К шести как раз закончите, до школы успеете. Если, конечно, не отвратите от процесса на всю оставшуюся жизнь. А если начнёте в шесть - то тоже к шести закончите) Тоже до школы успеете. Только отравить себе и ребенку три года жизни не успеете.
А вот для чего может быть действительно поздно - для развития эмоций, воображения и речи. Гораздо полезнее эти три года, когда горят жаждой открытий пытливые детские глаза, просто провести в поле или в лесу вместо парты. Вооружившись атласом-определителем и назвав каждую травку, каждый цветочек и птичку. Обогатив лексический запас малыша (и свой тоже) сотнями новых наименований. Сотнями действий - летит, скачет, плывет, растет, колышется, растекается. Сотнями признаков - трепещущий, блестящий, травяной, гладкий, шершавый, колючий. Позаботиться о том, чтобы малыш познал реальный, а не абстрактный мир знаков наиболее полно и всеми органами чувств.
Познал - и понял как он называется. Сформировав нейронные связи от зон, отвечающих за сенсорное восприятие - к зонам, отвечающим за наименование всего сущего. Чем больше этих связей он сформирует - тем более будет развит его мозг. И тем быстрее он научится чтению и иностранному языку. Тогда, когда придет время.
Для чего ещё может быть поздно? Для обращения к логопеду. Если ваш ребенок молчит, как рыбка, в два - после трёх может быть поздно. Если ребенок не понимает речь - после трёх уже ой как поздно. Не устаю напоминать в этом блоге - бывают люди, которые опоздали! К сожалению, бывают. Не говорят ни а три, ни в тридцать. А могли бы.
Обо мне: Ольга Мордашова, логопед, дефектолог, нейрологопед, АВА-инструктор.
Отвечаю на любые вопросы в директе Инстаграма https://instagram.com/ne_tolko_logoped?igshid=1xjtrfe5imju