Найти тему
Молодёжная газета

Дом, где согреваются собачьи сердца

"Вы найдете его быстро, без всякого навигатора, по громкому собачьему лаю, он слышен на всю округу", - ответили нам волонтеры на вопрос, как найти пункт временного содержания безнадзорных животных в Кармасане.

Ага, быстро. Мы доехали до фермы, которая, как нам подсказали уже местные жители, стояла возле этого пункта, вышли из машины, внимательно прислушались. Результат - нулевой. Вдали слышен только лай хозяйских собак, раздающийся со стороны Кармасана, и ничего больше. Но не в самом же селе расположился пункт? Нам ведь доходчиво объяснили, что он рядом с фермой. И тут, приглядевшись внимательно, справа от дороги мы заметили три машины, стоящие возле огороженной профнастилом небольшой территории. Подойдя ближе, увидели  табличку «Пункт временного содержания безнадзорных животных». Нашли! И только когда звуки наших шагов приблизились вплотную к железному забору, собаки по ту сторону ограды залились многоголосым лаем.

Калитку нам открыл молодой парень, как позже оказалось, рабочий. На вопрос где найти Евгения Чудова, махнул рукой вглубь территории. Мы и пошли его искать, разглядывая собак, сидящих в многочисленных вольерах.

Собаки, завидев чужих людей на территории, ведут себя по-разному. Одни приветственно лают.

Стоит подойти поближе к вольеру, тут же начинают вилять хвостами, подбегают, на ходу стараясь поймать твой взгляд, а в глазах - немая мольба: «Я хороший! Возьмите меня, ну возьмите меня!»
Стоит подойти поближе к вольеру, тут же начинают вилять хвостами, подбегают, на ходу стараясь поймать твой взгляд, а в глазах - немая мольба: «Я хороший! Возьмите меня, ну возьмите меня!»
Другие тихо стоят в сторонке, боясь продемонстрировать свои тайный интерес к гостю, смотрят на тебя исподтишка, внимательно изучая и словно взвешивая, годится незнакомец в качестве потенциального хозяина или не годится.
Другие тихо стоят в сторонке, боясь продемонстрировать свои тайный интерес к гостю, смотрят на тебя исподтишка, внимательно изучая и словно взвешивая, годится незнакомец в качестве потенциального хозяина или не годится.

А третьи равнодушно отворачиваются, уходят в самый дальний угол, не проявляя к гостю ни малейшего интереса.
А третьи равнодушно отворачиваются, уходят в самый дальний угол, не проявляя к гостю ни малейшего интереса.

Вот таких, с угасшим взглядом, потерявших надежду и веру в человека, почему-то сильнее всего хочется взять домой. Хочется приласкать и отогреть…
Вот таких, с угасшим взглядом, потерявших надежду и веру в человека, почему-то сильнее всего хочется взять домой. Хочется приласкать и отогреть…

Евгения Чудова я застала в кабинете с зажимом в руках у операционного стола, на котором лежала стерилизуемая собачка. Неожиданно… Как оказалось, начальнику отдела биологической и санитарной защиты МАУ «Хозяйственное управление МР Уфимский район РБ», приходится выступать еще и в роли помощника ветеринара.

- Стараемся на всем экономить, в том числе и на зарплате, - спокойно объяснил мне Чудов происходящее после приветствия. – Наш ветеринар, не отходя от стола, обучил меня азам ветеринарного дела. Конечно, пришлось и над учебниками посидеть. Я сейчас и уколы сам делаю, и помогаю ему при операциях.

- И часто проводите здесь стерилизацию и кастрацию?

- Два-три раза в неделю, за день оперируем до десяти животных. Объемы стараемся не сбавлять, чтобы освободить клетки для новых животных, которые продолжают к нам поступать. Ведь перед операцией они должны пройти десятидневный карантин, а простерилизованных животных мы не можем сразу выпустить на волю, они должны окрепнуть после операции под присмотром нашего ветеринара.

- А где вы выпускаете этих собак?

- По закону после вакцинации от бешенства, стерилизации и чипирования мы должны их выпустить в том же населенном пункте, где и поймали. Так мы и делаем.

- А что делаете с агрессивными собаками, которые, к примеру, покусали ребенка?

- Ни один действующий закон, подзаконный акт или должностная инструкция не расшифровывает само понятие «агрессивное животное». Если собака облаяла человека – это агрессивное животное? Вы можете ответить на этот вопрос? И я не могу. Собака – она на то и собака, чтобы лаять. Но одно могу сказать точно – собаку, которая укусила человека, мы на волю уже не выпускаем. Ни при каких обстоятельствах. Они содержатся здесь пожизненно. Таких собак у нас уже десяток. Усыплять их по действующему законодательству мы тоже не имеем право. Но мы обязаны выдавать животных их хозяевам, даже если она агрессивная. Недавно у нас произошел такой случай. В Авдоне собака укусила ребенка, мы ее выловили, привезли сюда, а через несколько дней ее хозяин объявился. В таких случаях мы обязаны вернуть животное, даже если оно кусается - под ответственность их хозяев. Но только через 10 дней, после того как убедимся, что собака не болеет бешенством, предварительно провакцинировав ее.

- Я состою в разных группах помощи животных, где периодически ведутся сборы на закупку корма, в том числе и для собак, содержащихся у вас, рассказываются разные слезоточивые истории, читая которые, рука сама тянется к кошельку. Как вы относитесь к таким сборам?

- Мы к этим группам не имеем никакого отношения, как расходуются деньги волонтерами – это вопрос к ним, - сразу отрезал Евгений Ильич. – Сами мы никаких финансовых сборов не ведем, более того, нам это запрещено делать по уставу нашей организации. Но благотворительную помощь мы, конечно же, принимаем, и нам она нужна, но далеко не в том виде, в котором нам сейчас оказывается. Лично я к методам, с помощью которых ведутся такие благотворительные сборы, особенно в пользу нас, отношусь негативно. Да, у нас были некоторые проблемы на этапе создания центра из-за нехватки финансирования, но мы их уже давно решили. Пытаясь разжалобить людей, зоозащитники часто пишут в соцсетях, что у нас животные мерзнут, голодают, их не лечат, за ними не ухаживают. Это не так. Животные живут у нас в утепленных будках, сделанных, к слову, самими волонтерами, и установленных в вольерах, в которых ежедневно убирается наш рабочий, мы их кормим по два раза в день. Если они болеют, их лечит наш штатный ветеринар. Если лекарств нет, мы их покупаем на свою зарплату. Собаки находятся под присмотром 5 штатных сотрудников нашей службы.

Я первое время, когда сталкивался с такой откровенной ложью в соцсетях, пытался ее опровергать, писал, как обстоит дело на самом деле, выставлял фотографии. Но потом понял, что на это уходит слишком много времени, причем в ущерб моей работе, да и перекричать толпу, которая ничего не хочет слышать, очень тяжело. Но больше всего меня удручает, когда я вижу, как откровенные мошенники выставляют фото наших собак (а я практически всех их знаю в лицо), причем уже простерилизованных нами, и объявляют сбор на стерилизацию. А доверчивые и наивные люди им верят и переводят деньги. Самое удивительное, эти псевдоволонтеры еще и умудряются как-то перед ними документально отчитываться. Объясните мне, как можно дважды простерилизовать одно животное? Вот и я не знаю. А они знают.

Бывает и так. Приедет к нам какая-то волонтерша, один раз в год у нас появится, нащелкает сотни фотографий. И давай усиленно сборами заниматься в постоянном режиме, каждую неделю выставляет какие-то чеки, фото купленных продуктов и даже фотоотчетов кормежек, но мы у нас ее не видим. Больше она к нам не приезжает. Я так подозреваю, что фото выставляются из тех, что были сделаны в самый первый и единственный визит. Поэтому тех, кто действительно хочет нам помочь, я призываю это делать лично. Самим покупать, самим приезжать или делать это через людей, которым вы стопроцентно доверяете. Вот недавно к нам приезжали представители АНО школа «Баярд», привезли нам корм, миски, сахарные косточки.

В 2018 году перед Новым годом кто-то и вовсе пустил по соцсетям дезинформацию, что у нас заканчивается контракт и всех животных, которые у нас есть, мы будем усыплять и выкидывать на улицу. Люди, желающие спасти собак, к нам приезжали на машинах десятками. Я сам к ним выходил и объяснял, что нет у нас никаких срочных контрактов, мы госпредприятие и работаем в постоянном режиме. Кто-то нам верил, кто-то слушал с недоверием, выпрашивая собак и обещая, что о них позаботится.

- Но я точно знаю, что к вам приезжают волонтеры кормить собак. Вы не боитесь, что такими заявлениями вы навсегда отобьете у людей, которые к вам ездят, всякое желание вам помогать?

- К нам ездят постоянно две группы - по средам и воскресеньям: Ирина и Ирма с Дианой. Но скажу прямо, у нас нет острой необходимости во влажном корме для собак. У нас есть договоренности с парой предприятий, у которых мы забираем пищевые отходы. Еще нам отдают кости и мясные отходы Николаевский цех по переработке мяса птицы. Нам этого вполне хватает. От волонтеров ждем другой помощи. В первую очередь нужны медпрепараты. Требуется небольшой запас сухих кормов для собак и кошек на случай внеплановых срывов доставки отходов, хорошие утепленные будки, миски для животных, переноски для кошек, лотки и наполнители, лекарства: вангард 5 и 7 (в ампулах), метрогил, этамзилат (в ампулах), послеоперационные попоны для собак 3 и 4 размера. Средства на закупку товаров для животных и лекарств (за исключением препаратов от паразитов и для стерилизаций) нам не выделяются. Мы их обычно закупаем на свою зарплату.

- К вам и кошки попадают?

- Попадают, но редко, и они у нас надолго не задерживаются. Волонтеры их быстро пристраивают. Сегодня только, буквально перед вашим приездом, увезли от нас двух кошек. Помогают они нам и с пристроем собак. В прошлом году благодаря волонтерам обрели дом 300 животных. Вот в этом плане их помощь, конечно, неоценима.

- А много через вас проходит животных?

- В прошлом году у нас был план по отлову 620 собак, но реально через нас прошло 952 собаки. В этом году наш план по отлову - 299 собак. Сейчас у нас 80 животных. Уже сейчас понятно, что план мы перевыполним в несколько раз - заявок на отлов много. Хочу подчеркнуть, что животных с желтыми бирками мы повторно отлавливать не имеем права. И это наша самая главная головная боль. Что с ними делать - непонятно. Люди звонят, жалуются, что собаки сбиваются в стаи, дети боятся мимо них ходить. А что делать - никто не знает. И я не знаю. И законодатель молчит. Мы чипированных собак можем повторно отлавливать только в том случае, если она кого-то укусит. Но если мы ее поймаем, она за нашу территорию уже больше не выйдет. Будет содержаться у нас пожизненно.

Вообще, эффект от нашей работы будет заметен лет через пять-шесть, когда наши простерилизованные экс-подопечные начнут умирать естественной смертью. Главное для нас сейчас - совместными усилиями со СМИ и волонтерами воспитывать у людей культуру содержания домашних животных, чтобы они своевременно стерилизовали своих питомцев и не выбрасывали их на улицу.

- А где можно увидеть фото животных, которые к вам попали?

- У нашего пункта есть лишь один официальный аккаунт – это страничка в инстаграмм https://www.instagram.com/mku102/ где, согласно требованиям закона, мы выкладываем фото каждой поступившей к нам собаки и кошки.

- Куда можно привозить помощь, если люди захотят купить лекарства для животных или сухой корм?

- К нам в Кармасан Уфимского района Башкирии, в пункт временного содержания безнадзорных животных, мы находимся на въезде в село, рядом с фермой. Также у нас есть офис в Михайловке, улица Ленина, дом 46, кабинет 4 на втором этаже, режим работы с 8.30 до 17.30 час, тел. 2-87-81-50.

- Мы, в свою очередь, тоже готовы вам помочь по Уфе со сборами лекарств и средств по уходу за животными через волонтеров благотворительной группы «Мы поможем г.Уфа», информационным партнером которой является наша «Молодежная газета».

- Нам особенно остро нужны лекарства и послеоперационные попоны для собак. Было бы здорово, если б вы помогли!

Фото автора.

Людмила КАШАПОВА