Найти тему
Urban notes

Линенйный город: грёзы градостроителей или борьба с кризисом?

Начало 20 века время упадка и деградации капиталистических городов в разных странах мира. Проблемы (огромное количество заводов и их территориальное расширение, отсутствие банальных санитарных норма, увеличивающееся количество пробок из-за новых трамвайных линий и появление автомобилей) "раздирали" города, что, конечно же, повлияло на желание горожан переехать в сельскую местность, в результате чего начали появляться большие коттеджные посёлки.

Нью-Йорк:

Фотокарточка взята отсюда: https://twitter.com/jenie_bell/status/1087640110588481537
Фотокарточка взята отсюда: https://twitter.com/jenie_bell/status/1087640110588481537

Лондон:

Фотокарточка взята отсюда: https://www.pinterest.ru/pin/738520038873532233/
Фотокарточка взята отсюда: https://www.pinterest.ru/pin/738520038873532233/

С этим было необходимо бороться и предпринимать шаги для преодоления кризиса, что и предлагали Ле Корбюзье (проект "Лучезарный город"), Эбенизер Говард (проект город-сад), но это было на Западе, а в молодом советском государстве была предложена своя концепция в конце 20-х годов. Её название - "функционально-поточный принцип". Создатель, Николай Милютин, ставил при разработке такие задачи, как "уничтожение противоположности между городом и деревней" и "создание новой системы расселения".

Фотокарточка взята отсюда: http://tehne.com/node/5371
Фотокарточка взята отсюда: http://tehne.com/node/5371

Функционально-поточный принцип предполагал зонирование территории на параллельные полосы различной ширины, которые располагались по определённому принципу:

1. Железнодорожные пути, которые связывают город с другими населёнными пунктами (снизу две линии это ж/д пути)

2. Производственные предприятия и побочные сооружения. Это основное место приложения труда местных жителей

3. Зелёная зона, расположенная между заводами и шоссе, должна была быть буферной зоной, которая защищала бы жилое пространство от вредных выбросов из производственной зоны. Её ширина 500-700 метров

4. Жилая зона делилась на 3 параллельные полосы: учреждения питания и обслуживания (магазины, здравоохранение и тд), зоны жилья и детские учреждения (детские сады, школы, университеты, техникумы)

5. Парковая зона, где расположены рекреационные объекты (спортплощадки, корты, поля для спортивных игр, парки и многое другое)

6. Наконец, сельскохозяйственные поля, примыкающие к реке.

Фотокарточка взята отсюда: http://famous.totalarch.com/milutin
Фотокарточка взята отсюда: http://famous.totalarch.com/milutin

Рост таких территориальных образований осуществлялся бы в длину. Принцип таков: рост производственных предприятий даёт развитие жилым зонам.

Простота данной системы сразу бросается в глаза и это её главный недостаток:

1. Весь труд сводился к работе за станком или к схожей деятельности, но эта сфера более разнообразна, особенно в нынешнее время, когда люди работают в IT-сфере, заняты в творческих специальностях или вообще получают только ренту за сдаваемую в аренду квартиру

2. Говоря о квартирах, нельзя не удивиться размерами жилых помещений: "минимальная жилая ячейка составляет" 2,4 на 3,0 метра, при одном душе на 12-15 человек

3. Места отдыха пытались "запихнуть" в одну часть города, не осознавая разнообразия и разноплановости повседневного досуга людей. "Замкнуть отдых в "зону" удаётся только на бумаге" - В. Л. Глазычев.

Фотокарточка взята отсюда: https://twitter.com/skyway_newsinfo/status/985254000047124480
Фотокарточка взята отсюда: https://twitter.com/skyway_newsinfo/status/985254000047124480

Но не стоит думать, что проект можно назвать провальным. Это совсем не так. Были достаточно весомые достоинства, которые получили в современном мире. Вот одни из них:

1. Выработка санитарных норм на производстве

2. Предприятия упорядочиваются по степени их влияния на окружающую среду, то есть более "чистые" ближе к жилым зонам, а те, которые пагубно воздействуют на природу - ближе к ж/д путям

3. Заводы с одной своей стороны имели шоссе, а с другой - железную дорогу, что позволяло не нагружать обе транспортные сети и эффективно обеспечивать рабочий процесс ресурсами на производстве.

Фотокарточка взята отсюда: https://zen.yandex.ru/media/id/59c65060e86a9ed4e71aad78/buduscee-kotoroe-proshlo-59faf291a815f10306649db3
Фотокарточка взята отсюда: https://zen.yandex.ru/media/id/59c65060e86a9ed4e71aad78/buduscee-kotoroe-proshlo-59faf291a815f10306649db3

За всю историю существования этой концепции она никогда не была воспроизведена в полном объёме. Были взяты лишь некоторые идеи из неё (производственные зоны Тольятти, Магнитогорска, Сталинградский тракторный завод и Горьковский автозавод).

Фотокарточка взята отсюда: https://www.liveinternet.ru/users/kakula/post445660638/
Фотокарточка взята отсюда: https://www.liveinternet.ru/users/kakula/post445660638/

Таким образом, Николай Милютин пытался решить грандиозную задачу для своего времени: переселение людей из перенаселённых и антисанитарных городов в более комфортные и благоприятные, но модернизм, стоявший на первых позициях в то время в архитектуре, сторонником которого был Милютин, сыграл свою злую роль. Всё, к сожалению, не в первый раз свелось к тому, что город хотели представить как хорошо спланированную систему, как слаженный механизм, не дающий сбоя. Этого сделать не получилось в этом проекте и (спойлер) в будущих тоже.

Вот и закончился краткий экскурс в историю Линейного города. Надеюсь, что Вам понравилось. Если остались какие-то вопросы, Вы хотите поправить меня или дополнить что-то, то пишите комментарии, всегда Вам отвечу.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц