Начало 20 века время упадка и деградации капиталистических городов в разных странах мира. Проблемы (огромное количество заводов и их территориальное расширение, отсутствие банальных санитарных норма, увеличивающееся количество пробок из-за новых трамвайных линий и появление автомобилей) "раздирали" города, что, конечно же, повлияло на желание горожан переехать в сельскую местность, в результате чего начали появляться большие коттеджные посёлки.
Нью-Йорк:
Лондон:
С этим было необходимо бороться и предпринимать шаги для преодоления кризиса, что и предлагали Ле Корбюзье (проект "Лучезарный город"), Эбенизер Говард (проект город-сад), но это было на Западе, а в молодом советском государстве была предложена своя концепция в конце 20-х годов. Её название - "функционально-поточный принцип". Создатель, Николай Милютин, ставил при разработке такие задачи, как "уничтожение противоположности между городом и деревней" и "создание новой системы расселения".
Функционально-поточный принцип предполагал зонирование территории на параллельные полосы различной ширины, которые располагались по определённому принципу:
1. Железнодорожные пути, которые связывают город с другими населёнными пунктами (снизу две линии это ж/д пути)
2. Производственные предприятия и побочные сооружения. Это основное место приложения труда местных жителей
3. Зелёная зона, расположенная между заводами и шоссе, должна была быть буферной зоной, которая защищала бы жилое пространство от вредных выбросов из производственной зоны. Её ширина 500-700 метров
4. Жилая зона делилась на 3 параллельные полосы: учреждения питания и обслуживания (магазины, здравоохранение и тд), зоны жилья и детские учреждения (детские сады, школы, университеты, техникумы)
5. Парковая зона, где расположены рекреационные объекты (спортплощадки, корты, поля для спортивных игр, парки и многое другое)
6. Наконец, сельскохозяйственные поля, примыкающие к реке.
Рост таких территориальных образований осуществлялся бы в длину. Принцип таков: рост производственных предприятий даёт развитие жилым зонам.
Простота данной системы сразу бросается в глаза и это её главный недостаток:
1. Весь труд сводился к работе за станком или к схожей деятельности, но эта сфера более разнообразна, особенно в нынешнее время, когда люди работают в IT-сфере, заняты в творческих специальностях или вообще получают только ренту за сдаваемую в аренду квартиру
2. Говоря о квартирах, нельзя не удивиться размерами жилых помещений: "минимальная жилая ячейка составляет" 2,4 на 3,0 метра, при одном душе на 12-15 человек
3. Места отдыха пытались "запихнуть" в одну часть города, не осознавая разнообразия и разноплановости повседневного досуга людей. "Замкнуть отдых в "зону" удаётся только на бумаге" - В. Л. Глазычев.
Но не стоит думать, что проект можно назвать провальным. Это совсем не так. Были достаточно весомые достоинства, которые получили в современном мире. Вот одни из них:
1. Выработка санитарных норм на производстве
2. Предприятия упорядочиваются по степени их влияния на окружающую среду, то есть более "чистые" ближе к жилым зонам, а те, которые пагубно воздействуют на природу - ближе к ж/д путям
3. Заводы с одной своей стороны имели шоссе, а с другой - железную дорогу, что позволяло не нагружать обе транспортные сети и эффективно обеспечивать рабочий процесс ресурсами на производстве.
За всю историю существования этой концепции она никогда не была воспроизведена в полном объёме. Были взяты лишь некоторые идеи из неё (производственные зоны Тольятти, Магнитогорска, Сталинградский тракторный завод и Горьковский автозавод).
Таким образом, Николай Милютин пытался решить грандиозную задачу для своего времени: переселение людей из перенаселённых и антисанитарных городов в более комфортные и благоприятные, но модернизм, стоявший на первых позициях в то время в архитектуре, сторонником которого был Милютин, сыграл свою злую роль. Всё, к сожалению, не в первый раз свелось к тому, что город хотели представить как хорошо спланированную систему, как слаженный механизм, не дающий сбоя. Этого сделать не получилось в этом проекте и (спойлер) в будущих тоже.
Вот и закончился краткий экскурс в историю Линейного города. Надеюсь, что Вам понравилось. Если остались какие-то вопросы, Вы хотите поправить меня или дополнить что-то, то пишите комментарии, всегда Вам отвечу.