Наша страна продолжает оставаться в лидерах по созданию и запуску двигателей для космических аппаратов. Одним из недавних значимых событий стали успешные испытания РД-171 МВ — самого мощного в мире жидкостного ракетного двигателя, проведенные НПО «Энергомаш» им. академика В.П. Глушко.
На смену «Зениту»
Двигатель РД-171 МВ будет установлен на первую ступень ракеты-носителя полутяжелого класса «Союз-5». К ее конструированию РКК «Энергия» приступила в 2016 году. Решение о создании новой ракеты было принято в связи с событиями 2014 года на Украине, последующим введением санкций и запретом продавать ракеты-носители.
Ракета-носитель «Союз-5», получившая в 2018 году название «Иртыш», создается за счет модернизации технологий, примененных при строительстве российско-украинской ракеты «Зенит». Все украинские детали заменяются на российские.
РД-171 МВ разрабатывается на базе двигателя РД-171 М. За счет применения доказавших свою эффективность решений и внедрения новых удалось достичь рекордных технических показателей.
РД 171 МВ — это 4-камерный жидкостный ракетный двигатель, функционирующий на паре «кислород-керосин», мощностью 246 тысяч л.с. Вес новой установки составляет 10 т. При этом она может развить тягу более 800 т. Тепловая мощность — 27 тыс. МВт. Усовершенствованный турбонасосный агрегат развивает мощность 180 тыс. кВт. Для сравнения: подобную мощность выдают 5 крупнейших атомных ледоколов. Как утверждают специалисты, по некоторым показателям РД-171 МВ подобен довольно крупной электростанции.
Отличие РД-171 МВ от предшественников состоит также в использовании новейших материалов и передовых технологий. Установлена новая система регулирования, заимствованная у двигателя РД-191. Потенциал РД-171 МВ может быть применен для ракет среднего и сверхтяжелого класса («Енисей»).
Уважаемые читатели, просим вас поддержать российский IT-проект SFERA. Команда разработчиков создает антисоцсеть, в которой пользователи смогут безопасно общаться и потреблять только качественный контент. Подробную информацию о проекте можно узнать на сайте или YouTube-канале. Спасибо!
Испытан и проверен
В ходе огневых испытаний была проверена не только правильность сборки конструкции и технологии. Как пояснил главный конструктор НПО «Энергомаш» Петр Лавочкин, при таких испытаниях двигатель учится работать.
При проведении огневых испытаний можно получить более точные данные. Так как они, в отличие от лётно-конструкторских, не имеют строгих ограничений по весу, размерам приборов и аппаратуры для регистрации, пропускной способности каналов связи. При этом условия для функционирования приборов более благоприятные. Свыше 1000 измерителей фиксируют медленно и быстро изменяющиеся параметры; показатели электрических цепей, «прохождение команд от стендовой системы управления, моменты срабатывания элементов автоматики РД и стенда, рулевых приводов и т. д.». В ходе огневых испытаний можно зафиксировать тягу и другие показатели, которые при ЛКИ определяются косвенно.
Прогрессивным шагом при разработке РД-171 МВ стал отказ от бумажной документации и переход на цифровой формат. Благодаря такому новаторскому решению сроки подготовки технических документов и производство самого двигателя значительно уменьшились.
Надежда отечественной космонавтики
Благодаря достигнутым характеристикам установку РД-171 МВ представители общественности и сами конструкторы прозвали «Царь-двигателем». Во всем мире нет подобного агрегата, который превосходил бы РД-171 МВ.
Именно такие двигатели отвечают за полезную нагрузку, запускаемую в космос с поверхности Земли. По этой причине к их качеству предъявляются особые требования. Их конструктивный потенциал предполагает многоразовость использования. Заложенная надежность рассчитана на десять пусков.
С ракетой-носителем «Союз-5» («Иртыш») ГК «Роскосмос» связывает большие планы. По прогнозам, она станет основной российской ракетой-носителем по меньшей мере на 50 лет. Остается надеяться, что разработка продолжится в прежнем темпе и проект будущего космической индустрии будет реализован.
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA