Найти тему

Марш — духоподъёмный жанр музыки

Самым значимым музыкальным жанром, который объединяет людей и зовёт на защиту Родины, настраивает на победу, вызывает состояние преодоления и героизма, является опорой и способен возвысить дух человека в самых сложных условиях, является марш.

Марши стали появляться ещё в Древней Руси как духоподъёмный жанр музыки. Марш возник в те времена, когда на Периметр началось давление и музыканты, которые могли считывать музыку из тонкого плана, протягивали сюда героические мелодии. В основном это были струнные мелодии.

🎺 Сегодня существует несколько видов маршей: военный, спортивный, марш-песня и сказочный.

Существует несколько видов военного марша. На парадах и праздничных шествиях исполняется строевой или парадный марш. Строевые прогулки сопровождает походный или скорый марш. Встречный марш исполняется при встрече и сопровождении знамени. Похоронный или траурный марш сопровождает прощание с павшими воинами. Марш-песня является спутником военных всех рангов как на поле боя, так и в мирное время. Именно под военную музыку создавались специальные штатные воинские подразделения — военный оркестр под управлением военного дирижёра.

Военные оркестры с той поры и по сегодняшний день состоят из духовых и ударных инструментов. 🥁

А.В. Суворов отмечал, что музыка военного марша удваивает и даже утраивает армию. В русской армии каждый полк имел свою музыкальную эмблему. При встрече полков каждый из них должен был исполнять марш встречаемого полка.

Одним из старейших полковых маршей является «Марш Лейб-Гвардии Преображенского полка». Автор музыки неизвестен. Его распространённое дореволюционное название — «Марш Петра Великого» или «Петровский марш». В 1716 г. в лейб-гвардии Преображенском полку служили 40 музыкантов, тогда марш впервые и прозвучал. Как и положено военному маршу, он исполнялся без слов духовым военным оркестром.

Наравне со знаменитым маршем «Прощание славянки» «Марш Лейб-Гвардии Преображенского полка» является символом Победы и великим достоянием нашей Родины. Музыка марша олицетворяет победы русской армии, её дух. Его ежегодно исполняют на параде 9-го мая при выносе Знамени Победы.

-2

В Космосе есть духоподъёмные, героические мелодии, композиторы их могут слышать, считывать и вкладывать в свои произведения. В этом случае произведение пишется легко и быстро, можно сказать появляется в моменте. Примером таких произведений являются: Гимн защиты Отечества «Священная Война» и Шестая Симфония «Патетическая» П.И. Чайковского.

Свою величайшую шестую симфонию Пётр Ильич написал в конце своего жизненного пути. Первое исполнение Шестой симфонии состоялось в Петербурге 16 октября 1893 г. под управлением самого П.И. Чайковского. В концертном зале после прослушивания стояла абсолютная тишина, оцепенение. Казалось, что публика не поняла замысел произведения. Пётр Ильич писал в письме другу:

«С этой симфонией происходит что-то странное! Она не то чтобы не понравилась, но произвела некоторое недоумение. Что касается меня самого, то я ею горжусь более, чем каким-либо другим моим сочинением».

Уже после кончины П.И. Чайковского симфония была сыграна ещё раз под управлением Эдуарда Францевича Направника и произвела глубочайшее впечатление. Очень важно исполнителям и музыкантам, а особенно дирижёру проникнуться музыкой. Исполнители могут, вложив своё, поднять произведение ещё выше, чем то, что заложено в музыке композитором. Исполнители приходят на Землю вместе с композиторами именно под такие задачи.

Из воспоминаний дирижёра Евгения Светланова:

«После исполнения шестой Симфонии не хочется аплодировать, нет внутренних посылов для выражения чувств. Хочется осмыслить услышанное и побыть в тишине…»

Симфония является итогом творчества композитора, «музыкальной исповедью его души». Программа симфонии — борьба добра и зла, света и тьмы. Третья часть — Скерцо-марш. Музыка передаёт дыхание самой жизни с её стихийной силой. Постепенно разнообразные мотивы, суета горизонтальной жизни человека кристаллизуются в грандиозный марш. Он всё подчиняет себе, разрастаясь в колоссальную космическую силу, устремлённую ввысь.

Примечательно, сколько различных смыслов находили разные слушатели в этой музыке. Эта часть получила разнообразные характеристики и толкования: «олицетворение полёта Икара к Солнцу» или «образ торжества человеческой воли», «героический марш». Композитор использует как струнные, так и духовые инструменты для оркестровки марша-скерцо. 🎻

Марш функционален, он СО-направляет Дух человека с тем, что заложено в музыке, и поднимает настолько высоко, насколько высокий духоподъёмный импульс смог вложить в него композитор.

Сила и могущество обороноспособности государства зависят от того, какая музыка звучит в его пределах. Музыка марша во все времена помогала и продолжает помогать держать оборону нашей Родины.

@soradenie_rodina #марш #победа #духоподъёмная #дух @soradenie