Найти тему
Народ Востока

Топ-7 еврейских ученых из России, которые преуспели за рубежом

Часто так бывает, что человек не сумел достигнуть успеха в одном месте, но после смены работы, переезда в другой город и даже страну, его талант приходится к месту и он становится успешен и знаменит. Российские евреи были ярким примером этого явления в 19-20-х столетиях, поскольку многие из них на родине испытывали сложности в своей профессии, но после эмиграции доказали свой профессионализм. Сегодня мы поговорим о русско-еврейских ученых в Америке.

Алексей Абрикосов родился в семье заведующего кафедрой медицинского факультета МГУ, но не стал заниматься патанатомией, как свои родители. В сфере его интересов лежала теоретическая физика, а в зрелые годы - физика конденсированных сред, то есть, исследования в области плазмы. Он учился к самого Ландау и впоследствии стал основателем института имени своего профессора, и в 1980-е годы стал одним из главных специалистов в мире по своей теме. Тем не менее, все равно эмигрировал в год распада СССР те работы, благодаря которым позже получил нобелевку, проводил уже в Америке.

-2

Эмануэль Голдберг родился в Москве в семье преуспевающего военного медика. После учебы в немецком университете он решил остаться в Германии, и большую часть своих важных открытий сделал именно там. В сферу его интересов входили фотохимия и оптика, и Голдберг значительно усовершенствовал процесс гражданской и военной фотосъемки в 1920-1930-х годах. В 1933-м году он был похищен фашистами, но спасся от них и сбежал в Париж, а впоследствии сумел перебраться в Израиль.

-3

Одессит Владимир Хавкин учился в университете своего города у Мечникова и был в большом фаворе у этого знаменитого ученого. Тот даже несколько раз защищал его от российских властей, которые притесняли студентов еврейского происхождения, а в конце концов, забрал своего лаборанта в Париж. Работая там, а также в Швейцарии, Хавкин сумел создать первые образцы вакцин против чумы и холеры, которые с успехом применил в Британской Индии. Благодаря этому в конце жизни он был очень богат, но вел весьма скромную жизнь.

-4

Владимир Кейлис-Борок родился в семье ювелира, но в Советском Союзе эта профессия была не очень востребована. К тому же его интересовала наука, и наш герой отправился учиться в геологоразведочный институт. В возрасте 32 года он уже получил степень доктора наук, что было осень существенным достижением в то время. В 1987-м году Кейлис-Борок стал руководителем Международного союза геодезии и геофизики, после чего принял решение эмигрировать. Он использовал новые математические методы для прогнозирования землетрясений и добился определенных успехов на этой стезе.

-5

Зельман Ваксман родился в небольшом еврейском местечке под Винницей, окончил гимназию в Одессе, но получать высшее образование отправился в США. В 1920-е годы он уже был видным микробиологом и получил грант на работу в области лечения туберкулеза. Ученый сумел синтезировать стрептомицин и еще несколько новых видов антибиотиков, за что и был впоследствии награжден Нобелевской премией.

-6

Рожденный в Таганроге Борис Подольский уже в детстве являлся обладателем незаурядного ума - являясь учеником шестого класса местной гимназии, подрабатывал репетиторством у ребят, которые учились на год или два старше него. Еще до Первой мировой войны эмигрировал в Соединенные Штаты и в довоенные годы стал видным специалистом по квантовой механике и электродинамике. Сотрудничал с Эйнштейном, а в 1930-е годы в числе нескольких западных специалистов был приглашен в СССР, где трудился вместе с Ландау. Сумел далеко продвинуть исследования в своей области.

-7

Вениамин Левич был одним из заметных участников советского атомного проекта, попав туда по рекомендации Курчатова. Впоследствии трудился заведующим кафедры механико-математического факультета МГУ, а в начале 1970-х подал документы на выезд в Израиль. Однако, из-за допуска к информации с грифом "Совершенно секретно" ему в этом было отказано. В борьбе за репатриацию на историческую родину он провел следующие несколько лет и получил такую возможность только благодаря протекции Эдварда Кеннеди, младшего брата американского президента После этого ученый стал профессором Тель-Авивского университета и продолжил свои труды в области гидродинамики.