Долгожданные солнечные дни.
Был в этот день прекрасный обычай. Думали в этот день в семьях о супружеском счастье. Когда в семейной жизни все ладилось, а уж если не ладилось, то тем более, муж и жена выходили с крыльца, взявшись за руки, подходили к яблоне в своем саде-огороде и отряхивали снег-иней не разведенными руками. На счастье.
Ведь как сказано-то: «Что Бог соединил, то человеку разлучать не позволено».
Немало порой горестей, жизненных нестроений приходилось и нашим предкам преодолевать. Но в старые времена рвать святые узы, данные обещания под сводами храма, перед образами святых и самого Господа, не только грех великий, а бесславие на всю жизнь. Как к утешителю, терпеливому неустанному ходатаю о тебе перед Господом обращались к святому Максиму.
Святой Максим – он исповедует. Доверившись ему, человек чувствует то, что от него давно, казалось бы, ушло, - добротолюбие. Еще вчера он сокрушался: «Все добро, все доброе пропало!» А сегодня, доверив откровенно святому Максиму, что у тебя творится в сознании, в душе, забываешь горе. Видишь путь, ведущий из заблуждений, ошибочного приятия жизни.
В этот день – православный мир вспоминает также еще одного Максима, имя которого просияло в культуре средневековой Руси, и сравнялось с именами славных мужественных проповедников, стоявших за истину.
Что послужило нашим предкам принять преподобного Максима, как покровителя праведных дел? Именно он говорил, что слово должно отвечать правде, что святость духа – это истина, что святое дело человеку – в честь.
Потому-то в глубокой русской старине:
«Истина стояла выше всего:
она была светла и сильна,
она не любила скрываться,
не боялась опасности и клеветы,
не домогалась славы».