26 января «Яндекс» сообщил об утечке 45 Гб данных — фрагментов кода приложения. Информация не содержала персональных данных пользователей, вопреки всеобщей тревоге: «... Не видим какой-либо угрозы для данных наших пользователей или работоспособности платформы», — сообщил представитель компании РБК. Как сообщило издание, фрагменты кода в открытом доступе породили информацию о том, что умная колонка с «Алисой» может подслушивать своих пользователей. Яндекс, в свою очередь, заявил, что «прослушкой» никогда не занимался, а описанный алгоритм «работает только в бета-версии, тестируемой сотрудниками компании». Тем не менее существование таких возможностей у популярного гаджета не отрицается.
"АиФ" вместе с экспертом попытался разобраться, действительно ли современная техника может «следить» за своими владельцами, — подробности читайте в материале.
Правда ли, что умные колонки могут подслушивать?
Да, этот факт подтвердил американский опыт. В 2019-2021 годах в США было несколько крупных скандалов, связанных со сбором данных владельцев умной техники. Смарт-колонки от Amazon сохраняли аудиозаписи, списки контактов и данные о местоположении устройства — это обнаружил один из пользователей. Компания в ответ на претензию сообщила, что на сбор и хранение всех этих данных пользователи сами дают согласие перед использованием приборов. Все логично: список контактов нужен, чтобы осуществлять звонки, доступ к геолокации — для того, чтобы порекомендовать владельцу интересные места поблизости или точного прогноза погоды. Впоследствии Amazon под давлением возмущенных пользователей разрешил не только удалять эти сведения, но и отказываться от их анализа — то есть их можно было собирать, но не использовать в каких-либо целях. Аналогичная ситуация с Apple и Gooole: записи разговоров с голосовыми помощниками анализировали сторонние компании для работы с программой-переводчиком — впоследствии компании заявили о том, что подрядчикам больше не предоставляют доступ к таким записям.
Что известно о слежке роботов-пылесосов?
Журнал Массачусетского технологического института публиковал информацию о «сливе» домашних фото владельцев роботов-пылесосов в Сеть. Фото домашней обстановки, интимные фото хозяев и изображения других бытовых подробностей гаджет делал в процессе перемещения по дому, пытаясь сориентироваться в пространстве. Эти фото направлялись в компанию-посредник, которая занималась наймом сотрудников для маркировки аудио, фото и видео — они использовались для обучения искусственного интеллекта. Устройства, подключенные к интернету, регулярно снимали и отправляли в облако данные, но доступ к ним должен был быть под строжайшим контролем. Компания-производитель роботов-пылесосов объяснила, что эти модели были не для широкой аудитории — их модификация аппаратного и программного обеспечения предназначена для сбора данных. Эту технику передали подрядчикам, которые подписали письменное согласие о сборе и передаче данных в компанию, с правом удалять любой нежелательный контент. Несмотря на заверения компании о том, что за простыми пользователями никакой слежки не ведется, техника с такими возможностями все же существует.
Как умная техника может использовать информацию о владельце?
Ведущий инженер эксплуатации систем АО «Эксперт Солюшнс» Станислав Жуков подтвердил "АиФ", что современные гаджеты действительно «шпионят» за нами, однако чаще всего такая «слежка» вполне легальна: «Данные, полученные умными устройствами, могут быть использованы, и в большинстве случаев согласие на это дают сами пользователи, подписывая пользовательские или лицензионные соглашения».
Эксперт объяснил, что полученная техникой информация может быть использована самым разным образом: и для совершенствования продукта, и, например, для зарабатывания денег. «Умные колонки записывают речь владельца и передают её на сервер для обработки сказанного — впоследствии производители либо используют информацию сами для улучшения сервисов, либо могут продать рекламным компаниям. Крупные компании собирают целые профили на каждого пользователя: какими сервисами пользуется, какие устройства у него есть, даже иногда пытаются устанавливать родственные связи между людьми. Ситуация, когда человек что-то сказал перед колонкой и в связанных аккаунтах тут же появляется реклама того, о чём говорили, далеко не случайность», — прокомментировал Жуков.
Кроме того, полученная о владельце информация может быть обезличена и использована для обучения высокотехнологичных программ искусственного интеллекта. «Есть разные версии искусственного интеллекта под разные задачи: например, голосовой помощник, роботы-обзвонщики с генераторами голоса или чат-боты. Зачастую требуются узкоспециализированные боты и роботы, и содержать такого накладно по ресурсам и деньгам. Поэтому, как правило, обращаются в компанию, которая "держит” и развивает такие платформы, и заключают договор на передачу материалов для обучения бота. Текстовые боты для сайтов или чаты поддержки также обучаются на реальных примерах общения клиентов с операторами», — резюмировал эксперт.
Как избежать «слежки» за собой?
Жуков акцентировал особое внимание на том, что пользователям нужно быть более ответственными: «Необходимо обращать внимание на содержание пользовательских соглашений: пользователи ленятся их читать и ставят "галочку”, чтобы побыстрее получить доступ к функционалу гаджета. Политика конфиденциальности компаний-производителей с расплывчатыми формулировками дает определенную свободу действий при распространении и анализе данных о потребителях». Эксперт отметил, что в современном мире за любым самым умным гаджетом стоят люди, которые анализируют обширную экосистему данных. Потребители регулярно соглашаются на то, чтобы данные отслеживались на устройствах — от часов до кофеварки. Во все большее количество техники внедряют технологии искусственного интеллекта — это предполагает машинное обучение и использование технологии сбора огромного количества данных, в т. ч. изображений лиц и окружения, записей голосов и т.д. На основании этих данных совершенствуется алгоритм распознавания шаблонов и техника становится все более самостоятельной, не требующей участия человека неотъемлемой частью современной жизни.