Какую игру хочет поставить «Рубину» Юрий Уткульбаев
Вчера «Рубин» на сборе в Турции обыграл узбекский «Навбахор». В целом по контрольным матчам видно, что команда выступает совершенно по-другому, если сравнивать с периодом тренерства Леонида Слуцкого. Обращает на себя внимание усиление обороны, и создается мнение, что казанцы намерены прежде всего сдерживать атакующие действия соперника. В том, собирается ли Юрий Уткульбаев ставить у своих ворот «автобус», разбиралась спортивная редакция «БИЗНЕС Online».
Уткульбаев перестраивает игру
С началом контрольных игр на тренировочном сборе в Турции стали видны первые изменения Юрия Уткульбаева в тактических построениях команды. Если осеннюю часть первенства Первой лиги «Рубин» доезжал на багаже Леонида Слуцкого, играя по той же схеме, то теперь новый наставник выстраивает команду по своему видению.
«Рубин» играет с тремя центральными и двумя крайними защитниками, что вызывает вопрос: неужели мы вернулись во времена прагматичного футбола? Не совсем. Количество защитников на поле никак не говорит о том, что команда становится антиатакующей и ставит «автобус» у ворот, когда все 10 полевых игроков находятся на своей половине для компактности и увеличения численного большинства на отдельных участках поля. Та же схема 5-3-2 прекрасно трансформируется в 3-5-2 или 3-4-3. «Рубин» Уткульбаева так и поступает. На графике ниже показано расположение игроков при атакующих действиях и оборонительных. За пример взяли матч с «Крыльями Советов» — самого статусного соперника на сборе в Турции.
Это почерк Уткульбаева: когда он был тренером «Нефтехимика», нижнекамцы тоже играли по схеме 5-3-2. И команда добилась существенных результатов: вернулась в ФНЛ и заняла там пятое — самое высокое место — в истории клуба. А вообще по манере управления, которая выражается в контроле всего, Уткульбаева сравнивают с Курбаном Бердыевым, за что нынешнего наставника и называют мини-Бердыевым.
Какие плюсы у схемы 5-3-2? Она предполагает больший, нежели другие, построения, контроль мяча, потому что обеспечивает большинство в полузащите, позволяет искать пространство через короткий пас в треугольник и разрывающую передачу на скоростного нападающего. При этом, когда команда в оборонительных действиях, игроки не отходят глубоко назад, в низкий оборонительный блок. Напротив, полузащитники и нападающие высоко прессингуют владеющего мячом соперника, тем самым вынуждая совершить ошибку, как, например, в матче с «Крыльями Советов», где 7 игроков «Рубина» наседали на соперника на чужой половине поля.
Давно известно, что одна из главных проблемных позиций в «Рубине» после ухода Оливера Абильдгора — опорный полузащитник. За счет физических данных он был лучшим по выигранным верховым дуэлям в РПЛ. Ни Марат Апшацев, ни Леон Мусаев не смогли заменить датчанина. При Уткульбаеве и его новой схеме роль опорника меняется. Александр Зотов, обладающий тонкой передачей и прекрасным видением поля, стал действовать глубже. Он хотя и играет в опорной зоне, но в первую очередь создает моменты и делает предголевые передачи, а не разрушает их. Атакуя, как раз-таки Зотов и остается в роли разыгрывающего у чужой штрафной — из-за большого количества игроков «Рубина» в атаке, Зотова просто-напросто некем закрыть или для этого придется спускаться в защиту атакующему игроку, чьи защитные качества не самого высокого уровня. Зотов при владении мячом имеет несколько вариантов продолжения атаки, а поскольку у Александра высокий уровень мастерства при передаче, он способен на нестандартное действие, чем могут похвастаться немногие в Первой лиге.
К тому же тот факт, что «Рубин» стал забивать больше одного гола за игру, совсем противоречит тому, что с новой схемой играет оборонительно. Забили 6 безответных мячей в ворота «Навбахора», четыре — в ворота «Акрона». Пусть это контрольные матчи, но с контратакующим стилем «Рубин» победил в первенстве Первой лиги против «Уфы» (2:1) и «Нижнекамска» (2:0). Стоит пояснить, что в обороне казанцы не отсиживались, процент владения мячом в этих играх даже больше в пользу казанцев, а контратаки после ошибочных действий соперника были на чужой половине поля.
Взломать многочисленную и хорошо организованную оборону в 5-3-2 очень сложно. О проблемах в обороне говорил еще предыдущий штаб, отмечая количество пропущенных голов. «Есть у нас определенные проблемы с пропущенными мячами, но мы над этим работаем и, думаю, этот недостаток мы устраним», — отмечал Олег Веретенников. Не устранили. На момент увольнения Слуцкого больше «Рубина» пропустило всего 6 команд Первой лиги.
Сегодня проблем с количеством центральных защитников нет. Уткульбаев призвал на сборы игроков из академии. К тому же к команде присоединился Рустам Ашурматов, который способен сыграть как на фланге обороны, так и в центре. Вернулся в общее расположение Али Аднан, который тоже может сыграть на фланге, а при Слуцком выходил в центре обороны. 10 игроков центра обороны создают не только вариативность, но и возможность на тренировках наигрывать одну схему с двумя составами.
Также с тремя центральными защитниками появилась больше возможностей при угловых. На сборах в Турции такими голами уже отметились Мартынович, Грицаенко и Тесленко, а угловые не похожи один на другой, хотя раньше возникало много вопросов о реализации со стандартных положений. Такая же проблема была и в обороне. После ничейного результата с «Аланией» Слуцкий сетовал на то, что владикавказцы физически задавали команду при стандартах на последних минутах. «Балтика» же, в свою очередь, дважды забила после подач с флангов. Теперь же, когда в составе три высокорослых центральных защитника, эту проблему можно решить если не умением, то как минимум большинством на мяче, как, например, в прошедшем матче с «Навбахором». Дмитрий Кабутов показал, какой именно из вариантов исполнения стандарта будет разыгрывать, демонстративно подняв обе руки. Защитники окружили вратарскую площадку.
В матче с «Крыльями Советов» практиковался другой вариант, когда игроки «Рубина» выстроились друг за другом и при подаче вбегали на обусловленные позиции.
А как играл «Рубин» при Слуцком?
С момента назначения Слуцкого главным тренером команда не меняла тактическую схему, выбирая 4-3-3. Так было и в предыдущих командах — «Витессе» и «Халле». Свою лучшую игру казанский коллектив показал в сезоне 2020/21, когда заняли четвертое место, в том числе благодаря блестящей игре вингеров Дениса Макарова и Хвичи Кварацхелии, к тому ошеломляющую реализацию моментов показал Джордже Деспотович, забив 14 мячей. Команда зависела от игры своих крайков, и, как только Макаров ушел из «Рубина», а Хвича потерял свою топовую форму, результаты скатились вниз. На зимний перерыв сезона 2021/22 команда ушла на 10-м месте.
При этом клуб старался выбраться из ситуации. Например, у «Спартака» купили Александра Ломовицкого. У Слуцкого уже был положительный опыт, когда из крайнего полузащитника удалось сделать крайнего защитника — это Илья Самошников. В «Торпедо», откуда пришел Илья, он выступал на позиции крайнего полузащитника. Такой же трюк собирались провести и с Ломовицким, но Александр на новой для себя позиции провалился по всем фронтам и больше его туда не ставили. Даже когда команда попала в пике отрицательных результатов, схема не была изменена. В редких случаях по ходу матча команда перестраивалась на 4-4-2, выпуская в пару к Виталию Лисаковичу Германа Онугху.
В летнее межсезонье был выбран все тот же ориентир для покупки игроков для схемы 4-3-3. При имеющихся Солтмураде Бакаеве, Данииле Кузнецове и Ленаре Фаттахове были приобретены Руслан Безруков, Артем Попов, Александр Саплинов, Джоэль Фамейе и Камиль Муллин, а правый фланг обороны был усилен Дмитрием Кабутовым на замену ушедшему Георгию Зотову. Главный тренер использовал Фамейе, лучшего страйкера прошлого сезона ФНЛ, на позиции вингера, а не чистого нападающего, Попова и Фаттахова, как и Ломовицкого, пытались задвинуть в оборону, потому что они проигрывали конкуренцию по своим прямым амплуа.
Понятно, что Слуцкий не враг сам себе и старался выстроить атакующий футбол с максимальным числом атакующих игроков. Но так вышло, что в большинстве игр Первой лиги «Рубин» отдавал мяч сопернику, действовал на контратаках, а узкое расположение четверки защитников вынуждало соперника перемещаться на фланг. В большинстве своем клубы Первой лиги имеют в составе высокорослого форварда. У «Балтики» это лучший бомбардир первенства Гедеон Гузина, в «Арсенале» — Евгений Луценко, в «Алании» — Ислам Машуков. Кстати говоря, все они забили «Рубину» в очных встречах.
Играть в комбинационный футбол в Первой лиге не всегда удается из-за качества полей как минимум. Что и говорить, если уверенное лидерство в первенстве занимает «Балтика», которая больше других клубов Первой лиги совершает кроссов в штрафную, а играет она по схеме, на минуточку, 3-5-2. «Алания» и еще два клуба Первой выбрали аналогичное построение. Именно такой футбол работает в лиге. Стеночки и забегания от Олега Кононова в «Арсенале» и доминация Слуцкого в «Рубине» закончилось тем, что оба специалиста сегодня без работы.
Схема с пятью защитниками в российском и мировом футболе
Построение по типу «рубиновского» вызывает в футбольном мире больше споры. В одном из интервью главный тренер «Урала» Виктор Гончаренко скептически отнесся к схеме с пятью защитниками: «Мы пожинаем плоды очень хорошей работы Курбана Бекиевича [Бердыева], который выстроил достаточно качественную игру в обороне, когда при схемах 5-4-1 или 5-3-2 все очень глубоко обороняются с надеждой на контратаку». Гончаренко, как и Слуцкий, сторонник схемы 4-3-3 и его «Урал» в РПЛ выступает аналогичным способом. Вполне вероятно, что тренер (на тот момент ЦСКА) поддался эмоциям после неудачного матча, ведь его команде не удалось вскрыть оборонительные редуты более хитрого соперника.
Да, Бердыев показал, что с такой игрой можно добиваться результата при минимальном владении: исторические чемпионства и игра в ЛЧ именно с такой расстановкой. В недавнем интервью Бердыев сказал, что не согласен с термином игры «автобус», ведь большинство команд Европы и мира играет аналогично. «Я сам о себе иногда слышу в прессе, особенно об „автобусе“. „Автобус“ — что это такое вообще? Если посмотреть чемпионат мира — все за линией мяча. Если посмотреть полуфинал и финал Лиги чемпионов, то и там все за линией мяча.Что интересно, говорят: „Автобус“ Бердыева“, — а когда то же самое происходит на экране у топ-клубов, это хорошо организованная оборона. Но это тот же „автобус“», — сказал тренер в интервью «Матч ТВ».
Со схемой в 5-3-2 и переходом в 3-5-2 играл «Интер» Антонио Конте, который становился чемпионом Италии и выходил в финал Лиги Европы. Сегодня итальянец аналогично выстраивает «Тоттенхэм». А «Атлетико» Диего Симеоне? Испанскую команду считают главным «автобусом» Европы, вешают ярлыки оборонительной команды, но аргентинец с этим в корне не согласен. «Оборона — это искусство. Я говорю выходить на поле и играть ближе к своим воротам, чтобы завлечь соперника и создать пространство. Это оборонительная игра или атакующая? Все зависит от того, как вы на нее посмотрите. Я выманиваю соперника, чтобы найти пространство за спинами и атаковать. Это футбол. Можно выигрывать чемпионат мира как Испания, а можно как Франция», — говорил Симеоне в интервью.
На самом деле игру в пять защитников в России продвинул даже не Бердыев, а Валерий Газзаев. Его ЦСКА с Юрием Жирковым и Чиди Одиа на флангах обороны, Сергеем Игнашевичем и братьями Березуцкими в центре обороны неоднократно побеждал в чемпионате страны и даже в кубке УЕФА. При этом блистали игроки и других ампула: Даниэль Карвальо, Вагнер Лав. «Рубин» же Уткульбаева показывает, что играет вовсе не по одной схеме, и нынешние контрольные матчи это подтвердили.