Мне всегда казалось, что режиссура в кино - это не только умение выбрать занятную натуру, попросить актеров после каждого слова делать многозначительную мхатовскую паузу и подложить под все это страхолюдную музыку. Это еще и решимость вырезать пусть эффектные, но лишние, тормозящие ритм кадры. Связать воедино нарочито раздерганное сценаристом действие. Сделать логичным каждый поступок персонажей, любую их эксцентричность поверяя правдой жизни. И четко видеть за фабульной схемой живую жизнь, которая должна зародиться в фильме. Ничего этого в сериале "Комплекс бога" нет.
К психиатру Алексею (Кирилл Кяро) приходит странноватый пациент - шеф некоего концерна The data group Нестеров (Даниил Страхов). Его преследуют навязчивые идеи и галлюцинации: девочка в трусиках, всклокоченный старик… Мучают призраки страшных деяний, вроде бы им свершенных, но неясно - во сне или наяву. А так как на старте фильма в ходе дружеского ужина исчезает восьмилетняя дочка знаменитого пианиста Зобнина (Шамиль Хаматов), мы, понятно, свяжем эти два события.
В сюжет войдет чересчур решительный следователь Марат (Михаил Тройник) и ясно, что в назревающем детективе он наломает много дров. Все усложнит запутанная обстановка в семье пианистической звезды, где трудно разобраться, кто кого любит и кто чей ребенок. Не лучше и в семье психиатра: внешне все благополучно, но жена утешает себя мастурбацией. Сюжетную сумятицу умножат друг пианиста - угрюмый охранник Бруно (Николай Шрайбер) и резвая официантка Настя, которая бесстрашно соглашается на странную идею бизнесмена Нестерова пожить у него в качестве платонической утешительницы (Марина Васильева). Все поступки необычны, все слегка сдвинуты по фазе, и когда Нестеров заявит о существовании параллельного мира галлюцинаций, где тайные вожделения реализуются в чудовищных формах, придет страшная догадка, что и авторы фильма это трактуют всерьез.
Важный по идее разговор ушел в зыбкие пески фантазии, растерявшейся от собственного разгула
Если пришедший к врачу пациент в качестве милой гипотезы приводит намерение убить его ребенка - на этом фильм можно закончить: даже у очень черного юмора есть пределы. Фильм эти пределы не признает - изуродованные детские лица входят в его рутинную этическую палитру, и врач останется невозмутимым.
Фото: Кинопоиск
Автор сценария Алена Званцова зашла в опасную и потому мало освоенную нашим кино зону борьбы в человеке совести с его персональными демонами. Мы попадаем на обратную, не видимую посторонним сторону личности. Здесь богатая коллекция сексуальных аберраций от педофилии до киднеппинга. Здесь полученный в детстве импринтинг порождает в человеке садистские наклонности, жертвами которых могут стать как отдельные люди, так и целые социумы. Разговор предполагался важный, но все ушло в зыбкие пески фантазии, растерявшейся от собственного разгула, в безнадежные усилия хоть как-то собрать все намеченные и потерянные по дороге нити. Взятая авторами ноша оказалась непосильной.
Считалось, что засилье в кино творцов-мужчин мешает понять правду женских характеров. С решительным наступлением "женского кино" на экранах размножились герои в штанах, но с дамским капризным нравом и патологической неспособностью к логическим действиям. Пианист - вздорен, слаб духом и нерешителен, следователь - туп и скор на выводы, бизнесмен безумен даже на взгляд, охранник Бруно может и убить ненароком. Женщинам отведена задача страдать и прощать, а отважная Настя наделена даром понимания, к ее груди можно прильнуть в поисках утешения. Из актеров только Даниилу Страхову удается создать образ достаточно загадочный, чтобы поддерживать интерес к фильму, остальное быстро становится скучно. Даже всегда органичная Марина Васильева, по-моему, не смогла объяснить самой себе логику поведения ее легкомысленной, но морально устойчивой официантки Насти.
Режиссура Флюзы Фархшатовой отмечена простодушием, ученически старательным следованием заветам Хичкока, но отсутствием этического чутья, способного уберечь фильм от натурализма с одной стороны и от вуайеризма с другой. Есть нескрываемое сладострастие в том, как фильм копается в патологиях, комплексах, мыслепреступлениях личности - такое прощупывание извивов подсознания уже смахивает на интеллектуальную мастурбацию. И девушка в детских трусиках - навязчивое видение Нестерова - становится навязчивым лейтмотивом самого сериала.
При этом кувырком летят все представления о святости врачебной тайны, а также тайны следствия: обе нарушены, но своды не покачнулись, небеса не разверзлись, сюжет невозмутимо катится дальше. Понимаю: такое в жизни бывает сплошь да рядом, но проблема целесообразности разрушения общепринятых законов остается за кадром.
Фото: Кинопоиск
Спойлерить не буду, но развязка окончательно обрушит все усилия понять концепцию произведения: зачем все это? Такое ощущение, что авторы кропотливо выделывали каждый стежок своего вязания, не очень задумываясь, что будет в итоге - свитер или коврик для кота. Ведь даже заявленную в названии тему "комплекса бога" (типа мании величия) в этой сложносочиненной истории не рассмотришь даже с лупой.
Неужели все ужасы придуманы, чтобы нас хорошенько развлечь?