Найти тему
Мать моя женщина

Чебурашка или Фиксики? Вредные и полезные мультфильмы. Часть 1.

Разбираемся в мультпроблеме вместе с психологом.

Мультики и дети. С какого возраста показывать? Так ли полезны развивающие мультики? Можно ли использовать мультики как отвлекающий манёвр? Эти вопросы наверняка заставили кровь в ваших жилах закипеть. Но, я тут не с советами, а с мнением, поэтому давайте спокойно во всем разбираться. Пару дней назад я бегала за ребёнком по квартире, пытаясь одеть его на улицу. Нервы сдали. Включила телевизор. Намерено включать именно мультики не собиралась. Но пульт оказался в руках у ребёнка, каналы начали переключаться, и выбор остановился на всем известном детском канале. «Ну, вот, и я стала той, на которую осознанные мамочки, закатывая глаза, качают головой», — подумала я. Мы спокойно оделись под каких-то кракозябр и ушли. Тут я вспомнила, что когда-то брала интервью на тему мультиков у психолога Екатерины Зеленцовой. Рассказываю, о чем беседовали и что говорил профессионал.

— С КАКОГО ВОЗРАСТА МОЖНО ПОКАЗЫВАТЬ МУЛЬТИКИ?

Мнений по этому поводу много. Разброс возраста, когда можно показывать мультики, варьируется от одного до пяти лет. Мы живем в современном мире, поэтому важно искать компромиссы. Раньше 1-1,5, мне кажется, нет смысла включать ребёнку мультики. Так как в этот период определяющим является физическое развитие малыша, и оно ведёт за собой психологическое в связи с этим ребёнок должен много двигаться, осваивать своё тело, позвать пространство, предметы. Через все эти движения у него формируется и развивается мышление. С двух лет можно пробовать включать мультфильмы, но они должны быть простыми по сюжету и изображению. Важно ограничивать просмотр с учетом рекомендаций офтальмологов и не только, ведь детство – это период активного роста и окружающая среда должна быть разнообразной, чтобы развитие ребенка было гармоничным и всесторонним.

-2

Существует ещё один аргумент в пользу ограничения просмотра мультиков. В каждом возрасте есть свои особенности, которые определяют развитие ребенка. В возрасте от 1-го до 3-х – это предметная деятельность, когда малыш учится манипулировать предметами и познает окружающий его мир, у дошкольников – это разные виды символических и ролевых игр, через которые они осваивают сложные абстрактные понятия, отношения между людьми и формируют первое общее детское представление о мире. Если заменить мультфильмами возможность совершения этой ведущей деятельности, то есть риск получить задержку в развитии каких-либо психологических функций и навыков.

–  КАК ОПРЕДЕЛИТЬ КРИТЕРИИ ХОРОШЕГО МУЛЬТИКА?

Понятия «плохой» или «хороший» относительные, поэтому, мне кажется, что родители самостоятельно могут определять эти критерии. Как им самим нравится, и насколько они считают полезным для своего ребенка тот или иной мультфильм, соответствует ли он тем ценностям и взглядам, которые родители хотят передать подрастающему поколению. Причем мамам и папам важно объяснять и обосновывать малышу свою точку зрения, почему не нужно смотреть, что конкретно вам не нравится и что противоречит взглядам, а чем меньше ребенок по возрасту, тем больше у него доверия к мнению родителей.

–  ТАК ЛИ ПОЛЕЗНЫ НОВЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО ТРЁХ ЛЕТ?

В возрасте до 3-х лет большое значение имеет взаимодействие с взрослым человеком, и наиболее эффективно обучение и развитие будет проходить именно в совместной деятельности с ним. Поэтому рассматривать мультфильм в этом возрасте как метод познания мира бессмысленно. Да, возможно, ребенок узнает новые слова и картинки, но закрепление этих понятий осуществляется только в живом взаимодействии с взрослым. Родители могут использовать мультики как инструмент для развития, и как просто игрушки или какие-то пособия, но это будет заблуждением думать, что, включив анимацию, ребенок сможет сам все запомнить и развиться в том или ином направлении.

-3

–  С КАКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ СТОИТ НАЧАТЬ ЗНАКОМСТВО: СТАРОЙ СОВЕТСКОЙ ИЛИ НОВОЙ?

Все очень индивидуально, как говорят «на вкус и цвет товарищей нет», сложно предугадать, что понравится ребенку больше. Но, если для родителю важно, чтобы его чадо смотрело определенные мультики, то с них и нужно начинать просмотр. Можно рассказать малышу о том, чем конкретная анимация нравится родителю, почему кажется полезной, (может это был любимый мультфильм в детстве мамы и папы), тогда просмотр становится еще и поводом для общения.

–  ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СКАЗАТЬ О СОВРЕМЕННЫХ ПОПУЛЯРНЫХ МУЛЬТГЕРОЯХ «ЛУНТИК», «МАША И МЕДВЕДЬ», «ФИКСИКИ», КАК ОНИ ВЛИЯЮТ НА ДЕТЕЙ?

Насколько я знаю мультфильм «Лунтик» имеет воспитательную функцию, причем как на уровне индивидуального поведения, так и социальных процессов. Там рассказывают и про отношения в коллективе, и про толерантность и другие стороны окружающего мира.  Хотя герои и сюжет немного утрированы. И здесь тоже родители, просматривая вместе с ребенком, могут вносить свои коррективы в те ценности, которые предлагаются мультиком. Картина «Маша и медведь» больше развлекательная, в ней много моментов, которые могут быть интересны и взрослым и детям, что способствует совместному просмотру. Несмотря на то, что на первый взгляд там смешаны разные события, приключения, суета, в этом мультике много доброты и дружбы. Маша бережно относится ко всем жителям леса, а они к ней. «Фиксики» несут в себе образовательную функцию, они помогают главному герою и рассказывают об устройстве разной техники и физических явлениях. Это может быть интересно детям, а для родителей служит подспорьем в развитии ребенка.

Продолжение в следующей статье.