Трасса Р-258 «Байкал» протяженностью 1081 км проходит по территориям трех регионов - Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальскому краю. По этой автодороге можно доехать к самому глубокому озеру мира - Байкалу. В 2022 году здесь велось строительство обхода двух населенных пунктов, восстановление поврежденных участков и капитальный ремонт. Подробнее о выполненных работах на автодороге - в материале портала «ДорИнфо», который продолжает традиционную серию публикаций, посвященную итогам работ на федеральных трассах России в минувшем сезоне и планам на этот год.
Строительство обхода и восстановление поврежденных участков в Приангарье
Один из самых масштабных объектов, реализуемых на трассе Р-258 «Байкал» в границах Иркутской области, - строительство обхода поселков Чистые ключи и Моты с 26-го по 47-й км. Здесь велись мероприятия в минувшем году, их продолжат в этом сезоне. Об этом порталу «ДорИнфо» рассказали в пресс-службе ФКУ Упрдор «Прибайкалье».
Дорогу строят в горной местности, при разработке выемок в скальных породах на объекте выполняют буровзрывные работы - на данный момент специалисты провели более 150 взрывов. Сейчас отсыпано порядка 2 млн кубометров земляного полотна, началось устройство нижнего слоя дорожной одежды из щебеночно-песчаной смеси.
Проектом предусмотрено не только возведение автодороги, но и строительство двух мостов, транспортной развязки в разных уровнях и путепровода. В целях обеспечения безопасности на участке смонтируют 11 км линий освещения, сделают подземный пешеходный переход, 194 метра шумозащитных экранов и 19,6 км барьерного ограждения.
Строительство обхода поселков Чистые ключи и Моты протяженностью более 19 км позволит значительно повысить уровень безопасности дорожного движения путем увеличения радиусов поворотов и пропускной способности. На отрезках с затяжным уклоном построят 13,6 км дополнительных полос на подъем для удобства водителей грузового транспорта. Ввести объект в эксплуатацию планируют в октябре 2024 года.
Также в прошлом сезоне отремонтировали небольшой участок дороги с 97,9-го по 98,1-й км в рабочем поселке Култук. В рамках реализации проекта устроили 1040 метров тротуаров и 1070 метров ограждения, оборудовали дополнительный пешеходный переход в начале поселка. Кроме того, перенесли в место, обеспечивающее видимость, существующую «зебру», на которой дополнительно установили светофоры Т7.
Кроме того, в минувшем году ФКУ Упрдор «Прибайкалье» выполняло работы на двух искусственных сооружениях общей протяженностью почти 100 метров. По одному из ремонтируемых объектов контракт был расторгнут по причине неудовлетворительной работы подрядной организации. Ремонт на нем продолжат в текущем дорожно-строительном сезоне.
По информации пресс-службы ФКУ Упрдор «Южный Байкал», в минувшем году в Иркутской области капитально отремонтировали поврежденный оползнем участок дороги «Байкал»: мероприятия провели на 157-м км в Слюдянском районе. Здесь укрепили склон и защитили его от осыпания, привели в нормативное состояние подпорную стенку и провели устройство поперечных дренажей.
«Это позволило защитить участок автомобильной дороги от оползневых явлений и остановить движение тела насыпи в сторону железнодорожных путей, проходящих в непосредственной близости от участка», - отметили в пресс-службе ФКУ Упрдор «Южный Байкал».
Аварийно-восстановительные работы выполнили на 156-м км трассы «Байкал» близ села Солзан Слюдянского района. Здесь летом 2022 года произошел сход горной массы на проезжую часть. В ходе восстановительных мероприятий дорожники вывезли более 20 тыс. кубометров обвалившегося скального грунта, восстановили и увеличили длину подпорной стенки, заменили 800 квадратных метров асфальта.
Как рассказали в пресс-службе ФКУ Упрдор «Южный Байкал», в минувшем году на четырех участках дороги закончили ремонт водопропускных труб общей протяженностью почти 165 метров: они расположены на 159-м, 161-м и 162-м км. Кроме того, провели большую работу по устройству слоев износа - данный метод обеспечивает необходимую ровность дороги и повышает коэффициент сцепления колес автомобилей с дорожным полотном. Таким способом обновили участки со 142-го по 151-й км, со 166-го по 171-й км и со 171-го по 183-й км в Слюдянском районе.
В этом году в границах Приангарья ФКУ Упрдор «Южный Байкал» планирует провести ремонт на участке трассы со 159-го по 163-й км.
Ремонт и устройство слоев износа на участках дороги в Бурятии
На территории Республики Бурятия в минувшем году отремонтировали два участка автодороги Р-258 «Байкал»: с 275-го по 282-й км и с 397-го по 400-й км. На первом участке сняли старое покрытие методом фрезерования, заменили слабые грунты основания, уложили выравнивающий слой, устроили верхний слой дорожной одежды из высокопрочного щебеночно-мастичного асфальтобетона, устроили прикромочные лотки и водосбросы. На втором отрезке обновили дорожную одежду, устроили верхний слой из ЩМА и подпорную стенку, отремонтировали водопропускные трубы, поставили новое металлическое барьерное ограждение и знаки. В рамках обеспечения безопасности движения на 263-м км трассы в Кабанском районе завершили аварийно-восстановительные работы. Специалисты заменили влажный грунт и отсыпали земляное полотно, стабилизировали склон и заменили покрытие. Дополнительно на участке обустроили площадку для отдыха водителей и произвели устройство наружного освещения.
На нескольких участках провели мероприятия по устройству защитных слоев - это позволило обеспечить нормативную ровность и увеличить коэффициент сцепления колес с дорогой. Таким способом обновили отрезки в Мухоршибирском районе с 528-го по 533-й км, с 563-го по 568-й км и с 596-го по 600-й км.
Также в Кабанском районе в 2022 году ввели в эксплуатацию два моста - через реку Малый Мамай на 195-м и через реку Шестипалиха на 217-м км. А еще начали капитальный ремонт переправы через реку Подосиновка на 205-м км: работы здесь намерены закончить во второй декаде 2023 года.
Если говорить о планах на текущий сезон, то в Бурятии продолжат реконструкцию путепровода на 334-м км дороги и моста через реку Переемная на 225-м км. Работы на последнем стартовали в 2021 году. За минувший сезон здесь выполнили демонтаж существующей переправы и произвели устройство технологического моста, а для обеспечения бесперебойного проезда построили временный мостовой переход.
Помимо этого, начнут реконструкцию четырех мостов - через реки Большая Ивановка, Клюевка, Большая Осиновка и Толбазиха, продолжат капремонт участков со 183-го по 191-й км и со 191-го по 214-й км, завершат капитальный ремонт моста через Подосиновку на 205-м км и водопропускной трубы на 322-м км. Кроме того, в текущем сезоне начнут ремонт мостов через реку Харлахта на 147-м км и через реку Паньковка-2 на 173-м км.
Стоит отметить, что подведомственные «Южному Байкалу» участки проходят по территориям Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальскому краю. В минувшем году в рамках мероприятий по повышению безопасности на 110-м и 445-м км дороги Р-258 «Байкал» установили две световые проекции дорожной разметки «Зебра». Кроме того, сотрудники ФКУ совместно с Госавтоинспекцией реализовали масштабный проект, направленный на повышение безопасности дорожного движения: провели несколько профилактических акций, направленных на привлечение внимания общественности к проблемам ДТП на федеральных трассах.
«Были выпущены шесть социальных аудиороликов и три видеоролика, призывающих водителей к ответственному поведению на дорогах. Вдоль федеральных трасс развешаны агитационные баннеры и плакаты, профилактические акции были проведены в общеобразовательных школах и учебных заведениях», - рассказали в пресс-службе ФКУ Упрдор «Южный Байкал».
Масштабный капремонт дороги в Забайкалье
На территории Забайкальского края ФКУ Упрдор «Южный Байкал» привело в нормативное состояние 12 км трассы Р-258 «Байкал». Дорожники капитально отремонтировали участок с 612-го по 618-й км от границы Бурятии до села Харауз Петровск-Забайкальского района и выполнили ремонт на отрезке с 651-го по 656-й км от садоводческого товарищества Ягодные сады до села Голяткино.
Еще 30 км дороги обновило ФКУ Упрдор «Забайкалье» - об этом порталу «ДорИнфо» сообщили в пресс-службе Управления. В минувшем году ремонт вели на участке с 738-го по 748-й км, капитальный ремонт - на отрезке с 1050-го по 1058-й км. В итоге в эксплуатацию введены четыре объекта: с 766-го по 772-й, с 910-го по 917-й, с 1042-го по 1050-й и с 1072-го по 1074-й км.
Самый масштабный объект 2022 года - капремонт дороги с 1042-го по 1050-й км в черте поселка Лесной Городок Читинского района: приведение участка в нормативное состояние значительно повысило безопасность и комфорт для движения транзитного транспорта и пешеходов. Движение по нему открыл глава Росавтодора Роман Новиков в режиме видеоконференцсвязи.
В рамках капремонта специалисты устроили основание дороги из асфальтогранулобетонной смеси, полученной методом холодного ресайклинга, затем восстановили дорожную одежду, уложив двухслойное асфальтобетонное покрытие с верхним слоем из щебеночно-мастичного асфальтобетона. Также спрямили продольный профиль дороги - за счет этого значительно улучшилась видимость, а на отрезках с затяжными подъемами устроили дополнительные полосы для движения большегрузов протяженностью 3 км.
Специалисты выполнили работы по отводу воды с проезжей части, восстановили и укрепили кюветы, отремонтировали шесть водопропускных труб, еще одну заменили на новую, привели в нормативное состояние восемь примыканий. Кроме того, удлинили линию искусственного электроосвещения и восстановили площадку отдыха с эстакадой. В целях обеспечения безопасности устроили более 2 км тротуаров и пандусы для маломобильных групп, восстановили четыре автобусные остановки, установили более 5 км металлического барьерного и пешеходного ограждения, 63 дорожных знака и нанесли разметку.
«Дорожники смонтировали шумозащитный экран протяженностью 75 погонных метров, который защитит учащихся близлежащей сельской школы поселка Лесной Городок от шума проезжающего транспорта, выброса в атмосферу пыли, грязи и других вредных факторов», - подчеркнул начальник ФКУ Упрдор «Забайкалье» Азамат Илимбетов.
Следующий участок, где выполнили капремонт, - с 766-го по 772-й км в Хилокском районе. Здесь устроили основание дороги из асфальтогранулобетонной смеси, полученной методом холодного ресайклинга, восстановили дорожную одежду, на участке с затяжным подъемом устроили дополнительную полосу для грузовиков. Также провели работы по отводу воды с проезжей части, устроили фильтрующие колодцы, восстановили и укрепили кюветы георешеткой, отремонтировали водопропускные трубы, привели в нормативное состояние примыкания, установили металлическое барьерное ограждение и знаки, нанесли разметку.
Также капитально отремонтированы участки с 910-го по 917-й км и с 1072-го по 1074-й км. Последний находится на болотистой местности, поэтому перед дорожниками стояла задача - стабилизировать земполотно, чтобы не допустить в будущем просадок. Для предотвращения проникновения воды внутрь земляного полотна произвели устройство капиляропрерывающей прослойки из геомембраны.
По информации пресс-службы ФКУ Упрдор «Забайкалье», капремонт также шел на участке с 1050-го по 1058-й км: эти работы продолжат в текущем сезоне с завершением 29 сентября 2023 года. Кроме того, в текущем году продолжат ремонт на отрезке с 738-го по 748-й км - его сдадут в эксплуатацию в 2024 году.