Если окажетесь в Забайкалье, отыщите в своей путевой карте и Агинский дацан. Он того стоит👍
Неважно каким и скольким небесным защитникам молишься, побывать в храмовом комплексе в пяти километрах от столицы округа надо: за большими воротами, и даже ещё раньше, бег жизни замедлен, всё выпавшее на долю кажется справедливым стечением сущего и воспринимается так же, как серый накрапывающий дождь, что мерным спокойствием, как истый буддист, провожал нас во время экскурсии по территории дацана.
👉 Главный соборный храм Агинского дацана (Забайкальский край, с. Амитхаша, 163 км от Читы) после пожара отстраивали всем миром. В августе 2016 года, оставалось ещё немного, ещё чуть-чуть. От той поездки остались фото и ощущения, которыми грех не поделиться.
Целью путешествия в Амитхашу было, конечно же, узнать, как продвигаются восстановительные работы в Согчен дугане. (Пожар в здании 1883-1884 годов постройки случился ночью 27 мая 2014 года из-за короткого замыкания электропроводки, перехлёста проводов в юго-восточной части здания. Местные монахи в столь обыденное объяснение, кажется, не очень верят. Но и о злом умысле по отношению к самой миролюбивой религии на Земле думать тоже странно. Так или иначе, но святыня была почти уничтожена огнём.)
Издалека представлялось, что без главного храма деятельность дацана если не прекращена, то приостановлена. Возможно так и было бы, иди речь о другой конфессии. Здесь же всё по-прежнему. Только в большие праздники сотни верующих пока не могут, как раньше, собраться под гостеприимной крышей дугана.
Но семьями приезжают в дацан буряты (и не только). За молебном во здравие, за советом астролога, за консультацией знахаря тибетской медицины. За тем самым верным ритмом движения и мысли, который не позволяет короткому человеческому веку рассыпаться на сотни ненужных стремлений и дел.
На простых, совсем деревенских крылечках и скамьях, посетители дожидаются очереди у домиков лам. А те, отрешённые, красными одеждами расцвечивая день, улыбаются дождю и чему-то одному им ведомому.
Бьёт в подставленные посудины ледяная струя священного источника. Свадебные кортежи спешат за благословением молодым. Нежные невесты и бравые женихи раскручивают религиозные барабаны, оставляют богам подношения.
Играют на траве черноглазые ребятишки. Миролюбиво помахивают хвостами зубастые псы (тоже, видно, заглянули за отдохновением!). На дорожках следы и лепёхи степенных крупнорогатых "паломников". Бежит по лугу, красуясь, вороная лошадка. В вышине вопят во всё горло вороны, не нарушая впрочем, общей гармонии – тут рады всем.
И по-прежнему ламы читают сутры для обретения долгой жизни, богатства, защиты от невзгод, нахождения лучшего перерождения...
С Цыдып-ламой, пресс-секретарём дацана, да ещё с парой журналистов из Латвии направляемся туда, где стучат топоры, гудит бетономешалка, – к Согчен дугану, шедевру бурятского зодчества, памятнику культуры федерального значения с более чем столетней историей, возрождаемому из обожжённых руин.
Всем миром
– Целыми остались только каменные стены. Всё деревянное, можно сказать, полностью сгорело. Северная часть ещё более или менее была сохранена, потому что ветер дул с севера, с учётом того поливали и пожарные расчёты. Остальная часть здания пострадала очень сильно. К счастью, все культовые предметы, бесценные книги и т.д. удалось спасти. Минут сорок, пока второй этаж полыхал (пожар начался сверху), мы выставили несколько окон и всё вынесли, – рассказывает Цыдып по пути, и после этого представшее перед нами кажется чудом: сегодня дуган, посвящённый Будде Шакьямуни, практически восстановлен.
Перед бурятской нацией, умеющей беду побеждать единством и радоваться тоже всем вместе, русскому Ивану, часто непомнящему родства, впору снять шапку. Однако пламя, взметнувшееся над дацаном, взволновало людей многих национальностей и вероисповеданий. Благотворительные концерты уже осенью 2014 года прошли в Чите и Улан-Удэ. На призыв о помощи откликнулись люди из всех уголков страны и за рубежа, а агинчане – молодцы, умело организовали работу, первым делом создав Попечительский совет, куда вошли самые уважаемые, именитые жители округа. При дацане открыли специальный счёт для пожертвований. На всё–про всё требовалось 187 миллионов рублей (из них 40 миллионов на общестроительные работы и почти 150 – для восстановления уникальной резьбы, полностью уничтоженной огнём.
Более 30 миллионов было выделено в рамках федеральной целевой программы «Культура России». Особую в этом роль отводят Баиру Жамсуеву и Иосифу Кобзону, на территории округа не нужно прибавлять к этим именам должности, не станем и тут.
Около 19 миллионов собрали сами люди; из этих средств в том числе была оплачена проектно-сметная документация, дело это по сегодняшним временам очень затратное, тем более в историческом здании. Не обошлось и без других процедур, неведомых нашим рукастым, строившим на века предкам.
В 2015-м начались восстановительные работы (до того нужно было ещё расчистить территорию, почти на год законсервировать, укрыть от дождя и снега, что сохранилось после пожара).
Что любопытно, когда двести лет назад дацан строился, строители были русскими, оттого влияние православной культуры отмечалось в архитектуре буддийского храмового комплекса.
После пожара Согчен Дуган восстанавливали улан-удэнцы (нация воспитала собственных зодчих), и всё же в строительных бригадах был интернационал (буряты, русские, таджики, китайцы...). Есть в этом особый смысл единения народов, ведь и буддизм не имеет национальности.
Встреча с латвийцами Игорем Мейденом и Светланой Марковой в Агинском это лишний раз подтвердила. Оказывается, и в Риге дацаны есть и последователей Будды там немало. Европейцев привлекают в основном буддистская философия, главным образом – отношение к жизни и ко всему живому. Кстати, среди студентов Агинской буддийской академии (находится на территории дацана) латвиец есть!
...Но вот мы уже подошли к строительной площадке.
Лотосы из пепла
– Основной объём работ проведён. Три этажа построены. Сейчас черёд резьбы по дереву, – уточняет Цыдып-лама, ловко ныряя под строительные леса – за ними, в тёмном, черновом пока помещении первого этажа, трудятся резчики. Никакой гари не осталось в помине (да и откуда в практически заново построенном здании!) – только запах свежего дерева.
Кроме улан-удэнских специалистов ООО "Лотос", этот кропотливый труд взяли на себя и местные самородки. Работают по старым эскизам, рисункам, фотографиям. Дело ответственное, кропотливое, почётное. Любовно и ловко, с кажущейся лёгкостью, режут по дереву характерный орнамент Станислав и Роберт, искусные мастера. Деревянные лотосы потом украсят карниз (вон сколько готовых досок уже лежат в сторонке...).
Ещё не украшены, но и так хороши, 60 колонн дугана. Реликтовые деревья диаметром 60 сантиметров понадобились для восстановления колоннады. Одна сосна – одна колонна!
Обогревался зал грандиозного сооружения с помощью четырёх тепловых пушек (их включали за день-два до того, как верующие собирались в Согчен дугане). В дацане очень сложно (да и необязательно) держать постоянный температурный режим, потому что Хуралы проводятся только шесть раз в году. В Согчен дугане, например, в зимний период только 15-дневный молебен проходит во время встречи нового года по Лунному календарю. Тогда в дацане собираются до 10 тысяч человек! Даже Согчен дуган не в силах вместить столько. Народ приезжает со всех окрестных деревень, толпа внутри и снаружи здания до наружной арки.
Считается, что во время одного из обрядов сжигается весь негатив, накопленный за год. Конечно, каждому хочется оставить эту "сажу" в уходящем году.
Строительством ведётся "по-старому" – то есть так, как строили больше века назад, ведь к восстановлению памятника культуры требования особые. Никаких пластиковых окон – как раньше, стекло и дерево. Современных нововведений минимум. Так, на площади ждут своей очереди мешки с изовером (пойдёт на утепление пола и потолка). В большие праздники здесь собирается столько народу, что был случай – пол в одном месте провалился, лага не выдержала. При восстановлении дугана решено было сделать пол из двойного бруса (сплошным брусом 18 на 18 в два ряда).
Да ещё из усовершенствований – деревянную часть здания покрыли специальной защитной пропиткой – от гнили и огня. Потому что:
- Не дай бог ещё раз такое, – выводит группу на улицу Цыдып-лама.
- Не дай бог? – смеёмся мы.
– Так я же с вами по-русски говорю, – смеётся экскурсовод. – На бурятском-то не поймёте.
И уже серьёзно рассказывает, что есть выражение на бурятском, в буквальном переводе означающее, что огонь – хорошо, по крайней мере лучше, если например, что-то в воде потонуло.
Но пусть Согчен дуган больше ни в огне не горит, ни в воде не тонет. "Летом 2017 года, если погода будет благоприятной, внутри и снаружи здания за дело примутся маляры и художники. Осенью работы планируют полностью завершить", - ровно так и случилось 🙏
Если вы ещё не очень устали, то давайте покажу ещё Ступу "Побуждающую к примирению" и статую Майдари
Решением Попечительского совета были выделены специальные средства на восстановление 22-метровой ступы «Юмдун Чодэн» (с тибетского "Побуждающий к примирению"), что находится рядом с дуганом и сама по себе тоже является уникальным архитектурным и религиозным сооружением. Из-за сильного жара западная часть ступы сильно пострадала, но уже летом 2014 года была восстановлена.
– Воздвигнута ступа была во время раскола общества из-за Гражданской войны (отсюда и название), – рассказывает Цыдып-лама. – Работы завершились в 1929-м. К тому времени война как раз и закончилась...
Куполообразная часть ступы – пустотелая. Внутрь закладывается священное содержание "Шун" (священные книги, статуи Будды, одежда Далай-ламы, особым образом высушенные лекарственные растения, украшения и прочее). Закладывается после освящения и по канонам, в течение трёх суток. Кроме того, ламы, которые занимаются закладкой загодя очищают тело постом.
Теперь - Майдари
Знаменитая статуя Будды Майдари (грядущего времени) вернулась на землю Аги сравнительно недавно. Цыдып-лама рассказал удивительную историю.
Впервые статую доставили в дацан караванов из Китая в 1889 году. Храм был построен заранее, но – незадача! – статуя оказалась выше подготовленного зала. Пришлось почти на метр углублять пол.
В 30-х годах, когда дацан был закрыт, а ламы репрессированы, драгоценная статуя, разломанная вандалами, лежала под открытым небом. На территории дацана располагалась военная часть. Один из военных позвонил знакомой (она оказалась сотрудницей ленинградского Музея истории религии), и женщина, чьё имя в местных легендах не сохранилось, приехала в Забайкалье и всё лето кропотливо собирала и упаковывала в ящики куски статуи. Блокаду Великой Отечественной войны статуя Будды разделила с ленинградцами.
Только в 90-м году частично сохранившуюся реликвию вернули буддийской общине. По федеральной программе выделили средства на реконструкцию. Статуи учеников Будды и ступы изготовили в Улан-Удэ. В 2008 году в Агинском дацане на алтарной северной стороне от Цогчен-дацана специально построили отдельный храм. 16-метровую статую доставили и, выяснилось, что пол (бетонный!) и на этот раз придётся опускать на метр!
...Зато, когда двери распахиваются, и человек теряет дар речи, возникает ощущение, что Будда Майдари ближе, доступнее и добрее.
Чтобы заполнить гигантскую статую священным содержимым, была объявлена акция по сбору лекарственных трав; их особым образом сушат (при Академии создана лаборатория) и закладывают внутрь статуи по строгим канонам. Как и священные книги, и другие предметы культа. "Позвоночником" 16-метровой статуи служит кедр, обёрнутый шелковой материей – на руках ламы принесли его с почти отвесной вершины Алханая...
Ну и чуточку истории
Истфакт
Год 1811-й...
По материалам Агинского дацана, местные буряты восьми хоринских родов пригласили тайшу Галсана Мархаева для определения места строительства дацана, который будет именоваться Агинским дацаном. Перед тем как Мархаеву выбрать место строительства Агинского дацана, ему приснился сон, где он услышал звуки молебна, смех хувараков и лай собак, из-за чего тайша остановил свой выбор именно на местности Булактуй.
Для строительства дацана были приглашены русские каменщики и плотники. На освящение в 1816 году пригласили Ринчин ламу, шэрээтэ Дырестуйского дацана «Лхундуб Дэченлинг», ныне Джидинского района Бурятии. Вероятно из-за того, что этот дацан сохранял нейтралитет, во время существующего в то время соперничества между Гусиноозёрским (Тамчинским) дацаном, новой ставкой Хамбо ламы и влиятельным Хилгантуйским дацаном «Балдан Брайбун».
Ринчин лама освятил дацан и дал ему название Дэрестуйского дацана «Лхундуб Дэченлинг», только поменяв местами словосочетание, в итоге: «Дэчен Лхундублинг», что с тибетского означает "Обитель спонтанной реализации великого блаженства").
В начале 60-х гг. XIX в. была учреждена монастырская книгопечатня, которая со временем стала признанным центром издательской деятельности Забайкалья. Была издана практически вся необходимая для изучения и обучения в монастырях каноническая учебная литература по богословским дисциплинам (философии, логике, астрономии, астрологии, тантризму, винае, медицине и т.д.), а также обрядовая литература. Печатные книги-ксилографы, лучшие по качеству печати, чёткости и красоте, составляют гордость многих востоковедных библиотек мира.
Все годы в дацане велась в том числе научная деятельность, имевшая большую социальную значимость. Так например, в 1895 году в Агинском дацане строится новый Манба-дацан, настоятелем становится Ринчин-Самбу Данжинов. Эмчи-багша составил рецептурные справочники-жоры, чтобы заменить импортное лекарственное сырье растительного происхождения аналогичными ингредиентами из забайкальской флоры...
Много-много других славных имён и деяний вписаны в историю дацана, но в 30-х годах он был закрыт, настоятели и ламы репрессированы. На территории размещалась даже воинская часть. Только в конце 80-х годов достояние было возвращено местной религиозной организации, с 1990 года велась ремонтно-реставрационная работа по воссозданию храмов, и только в 2004 году, впервые после семидесятилетнего перерыва, был проведён обряд, и двери дацана вновь открылись для верующих.
⏳2016 г.
#агинский_дацан
#забайкалье #сибирь #буддизм #местаобетованные
.