Доброго времени суток, читающим! Когда в семье воспитывается более одного ребёнка, то конфликты неизбежны. Острота конфликтов во многом зависит от возраста детей и реакции родителей.
Все начинается с роддома. На мой взгляд, уже оттуда можно попробовать "задобрить" старшего ребенка. Мы, например, дарили Алисе подарок от Миши. До сих пор рисует фломастерами на досточках и вспоминает, что это подарил братик. Ну и память.
Первое время тяжело после малыша переключиться на первого ребенка. Гормоны делают свое дело. Помню период, когда необходимо было водить Алису на занятия, с Мишей оставался муж. Я считала, что я самая ужасная мать на свете. Пока мне одна из моих приятельниц не сказала: "Выдохни, сейчас ты мама Алисы и ты ей нужна". Выдыхала я, правда, только тогда, когда видела сына мирно посапывающим дома.
Сейчас иногда Алиса пьет из бутылочки Миши, требует его пюрешки, ползает с ним. Поначалу пыталась тянуть в рот грызунки, забраться в коляску и купалась в ванночке Миши. Он в ней по- моему один раз и купался. Потому что Алису было просто не остановить. Ванночку быстро переросли, коляску приобрели для двоих, всего у нас теперь их три). Мне кажется, что главное не заострять внимание на этом временном регрессе. Алисе стараюсь показывать, что у Миши в силу его возраста существуют ограничения, которых у нее нет. Например, Мише нельзя сладкое, если ты хочешь быть как он, то конфеты остаются в буфете.
Мише же говорю, что сестра у него такая хорошая и самостоятельная, и ложкой ест, и молоко себе наливает, и моется сама. В общем хвалю за любое проявление самостоятельности. Естественно Алиса это слышит. И начинает говорить, что и Мишу всем этим премудростям научит.
Я считаю, что ревности, соперничества не избежать, особенно, когда дети примерно одного возраста. Не все взрослые в силах справится с этим чувством.
По мне так лучше открытая ревность, чем затаивание обиды на всю жизнь. Мне, как маме, нужно знать с чем работать, и, если Алиса или Миша, в будущем, будут проговаривать свои эмоции, даже самые негативные, то будет легче.
Когда я играю с Мишей, Алиса может подойти сзади и обнять меня или может попытаться переключить внимание на себя. Тогда взаимодействую с ними двумя. Миша тоже не остается в стороне, когда занимаемся с Алисой.
Алиса способна толкнуть Мишу, отобрать игрушку, но потом я слышу в его адрес "прости". Обычно она это говорит уже после конфликта, когда меня в комнате нет. Специально этому не учила. Личный пример.
В момент самого конфликта я очень стараюсь, не давать волю эмоциям, а разобраться почему так произошло и как можно было поступить иначе. В конфликты таких малышей считаю нужным вмешиваться. Потому что можно нанести вред здоровью.
Важно не пропустить возраст, когда можно научить разрешать конфликты. С трех лет, мне кажется, уже нужно учить этому.
В целом преимуществ у детей, выросших с братьями и сестрами все же больше- это и коммуникабельность, сострадание, быстрота реакции и мысли, стрессоустойчивость, они не такие ранимые. Но только от созданных в семье условий зависит как эти качества раскроются в конкретном ребенке.
Буду рада прочитать ваш опыт взаимодействия братьев и сестер.
Всем мира и добра.