Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Год СВО: крах переговоров и дипломатии

В цикле статей мы подводим итог 12 месяцев военной операции на Украине. О том, что за это время изменилось в дипломатии и почему мирные переговоры с каждым днем становились все менее возможными.

Успех «тактики салями»

В свое время Совбез ООН создавался, чтобы не повторять ошибок Лиги наций. Однако военное сдерживание и после Второй мировой не особо работало, просто военные конфликты с территорий двух ядерных блоков перенеслись в третьи страны. Это позволяло избежать обмена ядерными ударами в случае локального конфликта.

Перед американской военной мыслью тут же поставили задачу — продолжать работать в условиях ядерного сдерживания. А чтобы противостоять интересам СССР в его сфере влияния, была придумана так называемая тактика салями. Это когда договоренности нарушаются не в полном объеме и не сразу, чтобы не вызвать военный ответ противника. Все делается постепенно и малыми дозами, примерно так, как небольшими кусочками режут палку салями.

Вот как сущность данного метода пояснял ведущий американский военный теоретик Шеллинг:

— Скажите ребенку, чтобы он не заходил в воду — и он сядет на берегу, свесив в воду ноги. Формально он все еще «не в воде». Если ребенок встанет на ноги — фактически он не окунется в воду в большей мере, чем раньше. Затем он может начать ходить туда-сюда, «усредняя» глубину, но еще не плавать. Все это время первоначальный запрет формально не нарушается.

Как подобное работает на практике? Россия заявляет, что поставки оружия на Украину будут означать войну с НАТО. В качестве ответа военная помощь США строится так, чтобы не раздражать Россию. Предоставляется медленно, с большими обсуждениями и спорами; иногда ранее принятые решения отменяются либо техника экспортируется негласно, а ответственность распределяется между другими странами, вроде Турции или Германии. Сама техника либо старая, либо ее мало, либо она якобы тут же ломается на фронте. Но через год таких поставок, которые все время растут, вдруг оказывается, что уже и 300 танков — это вроде бы не повод для войны с НАТО. Ведь вчера были БТР, позавчера — «хаймерсы», два дня назад — «хаммеры». А что тут такого?

-2

Но если раньше «тактику салями» обычно применяли против коммунистических режимов Латинской Америки (когда США прямо не нападали, а помогали свершиться перевороту в соседней стране, приводили к власти марионеток и затем от их имени начинали боевые действия), то сегодня такая локальная война успешно ведется против ядерного государства и практически на его территории. Ранее это считалось невозможным, так что это главный успех американской военной мысли не то что с момента начала СВО, а вообще за последние 30-40 лет.

Дипломатия не нужна

Дальше — больше. Получается, если вы можете вести, пусть и ограниченную, но войну против ядерного государства, зачем с ним о чем-то договариваться. Главный козырь, а именно ядерное оружие, оказался неприменим, а значит, любые переговоры с Россией имеют чисто декоративную функцию: Запад ничего не боится. Потому-то все, что мы слышим от западных дипломатов, это прямые оскорбления, глумление и угрозы. Они возомнили, что могут себе подобное позволить.

«Не кончились». Рисунок Антона Островского
«Не кончились». Рисунок Антона Островского

Но так считают далеко не все, особенно в Западной Европе. Друзей у России там нет, но опасность нестабильности и войны многие понимают. Поэтому с начала СВО Германия занимала двойственную позицию. Таким «колеблющимся» решили отрезать пути к отступлению, и им просто взорвали «Северные потоки». Теперь экономическим элитам Германии нет смысла налаживать отношения с Россией, ведь в перспективе следующих 10 лет никакого дешевого газа не будет. При этом есть вероятность лишиться и дорогого: Польша сегодня блокирует белорусскую ветку «Ямал — Европа», а украинский газопровод может быть отключен в любой момент.

И вот на таком нервном фоне еще и появляется фраза Ангелы Меркель про Минские соглашения. Мол, они изначально не планировались к выполнению, якобы это был тактический ход, чтобы вооружить Украину. Здесь надо понимать, что это не просто оговорка: в политике нет случайных слов. Это информационный вброс, чтобы, во-первых, шатнуть авторитет Владимира Путина в РФ — смотрите, его обманывали, а он и не догадывался, хоть и кадровый разведчик. Во-вторых, такие заявления теперь в принципе делают невозможным переговорный процесс, потому что доверие к посредникам сразу падает до нуля. Отсюда же следует, что переговоры нужно вести либо с Украиной (но там отказываются и ежедневно оскорбляют Путина), либо с США. А это, опять же, заставляет закрывать глаза на поставки американского оружия.

Владимир Скачко, журналист«США планомерно создают ситуацию, когда силовое противодействие и даже глобальная война становятся единственным средством решения проблем и единственной альтернативой выхода из глобального кризиса».

Китай не за горами

Есть еще и третий момент. Цель такого ограниченного конфликта — получить опыт для возможного противостояния с Китаем. О том, что такие планы есть, говорит и провокация на Тайване, когда Китай пытались вынудить сбить самолет Нэнси Пелоси, и создание военно-морского блока АУКУС для морской блокады КНР. Прямо сейчас США решают несколько задач на перспективу — они пытаются выбить Россию из Совбеза ООН и оставить КНР в одиночестве, а также добиться от РФ особой позиции по Китаю — например, отрезать его от дешевых российских ресурсов.

-4

В Поднебесной суть стараний Вашингтона наверняка понимают, не случайно китайско-российские отношения сейчас на довольно высоком уровне. Однако пока это больше тактический союз. Китай воспринимает наши проблемы не как историческое противостояние «колониального Запада» и «антиколониальной России», как об этом говорит Владимир Путин, а скорее как временный конфликт двух стран Запада, которые что-то не поделили.

Поэтому все ключевые противостояния XXI века еще впереди. По сути, это будет новая холодная война с Китаем, а Восточной Европе предназначена роль арены, где те или иные интересы будут «размениваться» двумя сверхдержавами. К примеру, есть точка зрения, что евромайдан 2014 года имел главной целью выбить Украину из транзитной цепочки с Китаем «Один пояс — один путь». И только во вторую очередь как реакция на Крымские события — был создан военный плацдарм. Тогда становится чуть более понятно, почему Россия так долго официально не признавала ДНР и ЛНР: активные боевые действия могли помешать строительству и вводу в эксплуатацию «Северного потока — 2». Гораздо большее внимание тогда занимала Сирия, где война велась не просто за контроль территории, а для того чтобы не дать построить катаро-турецкий газопровод. То есть Россия воевала не только против ИГИЛ, но и чтобы сохранить контроль европейского газового рынка. А СВО вообще позволила получать на этом рынке сверхприбыли, так как цены на газ взлетели.

«Заговор олигархов»

Очень интересно и то, как современную Россию видит Запад и с кем он реально пытается договариваться. С первых дней операции настойчиво озвучивалась мысль, что «режим должны свергнуть олигархи», которые попали под западные санкции и теперь вынуждены бороться с Путиным. Все это выглядело очень наивно, но американские специалисты далеко не дураки. Откуда берутся такие оценки?

Джеффри Сакс, экономист, специалист в вопросах международных отношений«Если США будут продолжать в том же духе, Украина превратится в следующий Афганистан».

Видимо, американцы не совсем понимают структуру российского капитала. С одной стороны, он действительно в своей массе частный. Если считать «Газпром», «Роснефть» и другие госкорпорации частными, то объем таких активов составляет 75–85% от всей российской экономики. У этих структур действительно есть частные акционеры, которые себя называют олигархами. Но их влияние очень избирательное и тем более никто из них не может выступать противником власти: это означало бы спилить сук, на котором они все сидят. С начала 2000-х годов в России сложилась устойчивая система, где все сырьевые отрасли были поделены и поставлены под непрямой государственный контроль.

-5

Но если никакого олигархического переворота не получилось, то вылезло немало историй с так называемыми договорняками, которые оказались не совсем понятны гражданам. Здесь и неэффективная зерновая сделка, и возобновление поставок газа в Латвию, и продолжающийся экспорт газа через Украину, и настойчивые попытки поставлять аммиак через Одессу, и участие Абрамовича в схемах по неравному обмену пленными. То есть в конкретных вопросах экономические интересы данных групп вполне учитываются, что все-таки влияет на общую картину СВО. Сложно сказать, что тут первично: то ли настроения «предательства» специально раскручиваются извне, то ли это все-таки объективный результат отдельных военных неудач, которым пытаются найти невоенное оправдание.

Тем не менее, что бы Запад ни делал, все эти контакты исключают прямые переговоры с Путиным, когда ни его, ни Россию в целом демонстративно не воспринимают как субъект. Это крайне цинично. И, видимо, это и есть ответ на ультиматум России против расширения НАТО: мол, русские, кто вы такие, вас нет вообще! Поэтому на фронт едут «леопарды», на очереди — истребители F16, и происходит все, что еще вчера казалось невозможным.

Продолжение следует

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц