Найти тему
Телеканал FAN

Антропоморфность

Одним из неофициальных символов Японии является лиса. Кроме сомнительной репутации и магических свойств, которые приписываются рыжему зверьку, его отличительной чертой является умение превращаться в человека. Миф об этом пришел с материка и насчитывает уже столетия, но антропоморфные животные до сих пор играют важную роль в популярной культуре Японии: от кошкодевочек до полноценных животных-талисманов.

Как же уживаются гибриды людей и зверей в японском обществе? Почему в Японии фурри были запрещены на 10 лет? Узнаем сегодня!

-2

С древних времен в Японии существовало политеистическое верование в то, что все вокруг имеет душу, а боги могут жить как в вещах, так и в животных. Эта концепция политеизма использовалась для обучения детей и прочно устоялась в японском культурном ландшафте. Упоминания об антропоморфности или говорящих животных можно встретить в самых ранних памятниках японской письменности. Первые изображения антропоморфных животных же относятся к 12 веку, позже, с развитием гравюры уже в Новое Время, они выступали персонажами первой манги, например у знаменитого Кацусика Хокусай. Зачастую это были юмористические зарисовки или сатира. С приходом европейской иллюстрации, особенно детской, начинают появляться милые сказочные образы животных. Аналогичное явление наблюдалось в аниме – в 20-30-е годы наметилась тенденция использования антропоморфных персонажей, в том числе в пропагандистских целях для культурного противостояния образам вселенных «Дисней».

-3

После короткого периода застоя, произведения, ориентированные на животных, вновь распространились в поп-культуре, такой как игры, манга и аниме, включая: "Детектив Холмс", "Серебряный клык" и "Джин Дайвер", в которых звери выступали в качестве главных героев. Основой фанатской базы антропоморфных животных стали косплееры и фурри с мероприятий в начале 1980-х годов. В индустрии видеоигр также появилось множество анималистических персонажей, таких как серия игр Sonic или Pokеmon. Они начали приобретать фанатов и обзаводиться фанатской продукцией, которой занимались в том числе и энтузиасты. С такими произведениями связаны первые и основные скандалы фандома в Японии. В 1999 году художник был арестован за торговлю додзинси, содержащими непристойные изображения с покемонами. Неофициальный запрет на проведение мероприятий с контентом подобного содержания продлился до начала 10-х годов уже 21 века. К тому времени уже почти 10 лет в японском обществе начали ходить два похожих термина: кэмоно и фурри. Первое слово буквально переводится как “животное”, второе же слово относится к фанатам специфической западной субкультуры, которая периодически использовала различных животных с антропоморфными признаками.

-4

Однако запрет на демонстрацию оффлайн лишь подстегнул развитие фанатского онлайн-сегмента антропоморфных животных. С конца 1990-х годов число участников сообщества увеличилось благодаря личным веб-сайтам и блогам. В этот период начали работать такие проекты как FANG и Kemo-Search. В офлайн же выбрались фурри-фесты с 2000 года. Закрытость, развитие онлайн-обсуждений и ориентация на узкую японскую аудиторию, вылились в то, что фанаты не решались признаваться в своих увлечениях и до сих пор считаются маргинальной группой. Не добавляет репутации и множественные скандалы в смежной фанатской базе, связанные с реальными преступлениями против животных и личности, в которых были уличены некоторые представители сообществ.

При этом стоит разделять фурри-фандом, где существует множество споров и ступеней, которые исследуют даже социологи. В них выходят как градация по увлечению животными, так и различие самих образов и антропоморфности персонажей. Кэмоно же отличается большей лояльностью, ведь к «кэмоно» при желании можно отнести любого антропоморфного персонажа с ушками или хвостом. Скандалы и сложности фандома создают сложности для поиска аудитории и проблемы для репутации автора, так что контент зачастую создаётся анонимными одиночками. К немногочисленным примерам можно отнести такие произведения как «Друзья-зверушки», которые и распространили культуру «Кэмоно» по всему миру, «Выдающиеся звери» и авторские проекты вроде «Странного такси». Все они не являются полностью детскими аниме, все персонажи представляют собой антропоморфных животных.

-5

Впрочем, антропоморфность для японцев остаётся скорее фоновым, бытовым явлением. Сложно назвать аниме, особенно относящиеся к жанру фэнтези, в которых бы не было персонажей-зверей или полузверей. Маскоты, талисманы, в том числе знаменитый Кумамон – неофициальный символ префектуры Кумамото, уже давно стали частью популярной культуры Японии.

Таким образом, претерпев незначительные изменения, культура любви к животным осталась актуальной в Японии по сей день, оставаясь важной частью аниме, манги и повседневной жизни.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц