Одним из неофициальных символов Японии является лиса. Кроме сомнительной репутации и магических свойств, которые приписываются рыжему зверьку, его отличительной чертой является умение превращаться в человека. Миф об этом пришел с материка и насчитывает уже столетия, но антропоморфные животные до сих пор играют важную роль в популярной культуре Японии: от кошкодевочек до полноценных животных-талисманов.
Как же уживаются гибриды людей и зверей в японском обществе? Почему в Японии фурри были запрещены на 10 лет? Узнаем сегодня!
С древних времен в Японии существовало политеистическое верование в то, что все вокруг имеет душу, а боги могут жить как в вещах, так и в животных. Эта концепция политеизма использовалась для обучения детей и прочно устоялась в японском культурном ландшафте. Упоминания об антропоморфности или говорящих животных можно встретить в самых ранних памятниках японской письменности. Первые изображения антропоморфных животных же относятся к 12 веку, позже, с развитием гравюры уже в Новое Время, они выступали персонажами первой манги, например у знаменитого Кацусика Хокусай. Зачастую это были юмористические зарисовки или сатира. С приходом европейской иллюстрации, особенно детской, начинают появляться милые сказочные образы животных. Аналогичное явление наблюдалось в аниме – в 20-30-е годы наметилась тенденция использования антропоморфных персонажей, в том числе в пропагандистских целях для культурного противостояния образам вселенных «Дисней».
После короткого периода застоя, произведения, ориентированные на животных, вновь распространились в поп-культуре, такой как игры, манга и аниме, включая: "Детектив Холмс", "Серебряный клык" и "Джин Дайвер", в которых звери выступали в качестве главных героев. Основой фанатской базы антропоморфных животных стали косплееры и фурри с мероприятий в начале 1980-х годов. В индустрии видеоигр также появилось множество анималистических персонажей, таких как серия игр Sonic или Pokеmon. Они начали приобретать фанатов и обзаводиться фанатской продукцией, которой занимались в том числе и энтузиасты. С такими произведениями связаны первые и основные скандалы фандома в Японии. В 1999 году художник был арестован за торговлю додзинси, содержащими непристойные изображения с покемонами. Неофициальный запрет на проведение мероприятий с контентом подобного содержания продлился до начала 10-х годов уже 21 века. К тому времени уже почти 10 лет в японском обществе начали ходить два похожих термина: кэмоно и фурри. Первое слово буквально переводится как “животное”, второе же слово относится к фанатам специфической западной субкультуры, которая периодически использовала различных животных с антропоморфными признаками.
Однако запрет на демонстрацию оффлайн лишь подстегнул развитие фанатского онлайн-сегмента антропоморфных животных. С конца 1990-х годов число участников сообщества увеличилось благодаря личным веб-сайтам и блогам. В этот период начали работать такие проекты как FANG и Kemo-Search. В офлайн же выбрались фурри-фесты с 2000 года. Закрытость, развитие онлайн-обсуждений и ориентация на узкую японскую аудиторию, вылились в то, что фанаты не решались признаваться в своих увлечениях и до сих пор считаются маргинальной группой. Не добавляет репутации и множественные скандалы в смежной фанатской базе, связанные с реальными преступлениями против животных и личности, в которых были уличены некоторые представители сообществ.
При этом стоит разделять фурри-фандом, где существует множество споров и ступеней, которые исследуют даже социологи. В них выходят как градация по увлечению животными, так и различие самих образов и антропоморфности персонажей. Кэмоно же отличается большей лояльностью, ведь к «кэмоно» при желании можно отнести любого антропоморфного персонажа с ушками или хвостом. Скандалы и сложности фандома создают сложности для поиска аудитории и проблемы для репутации автора, так что контент зачастую создаётся анонимными одиночками. К немногочисленным примерам можно отнести такие произведения как «Друзья-зверушки», которые и распространили культуру «Кэмоно» по всему миру, «Выдающиеся звери» и авторские проекты вроде «Странного такси». Все они не являются полностью детскими аниме, все персонажи представляют собой антропоморфных животных.
Впрочем, антропоморфность для японцев остаётся скорее фоновым, бытовым явлением. Сложно назвать аниме, особенно относящиеся к жанру фэнтези, в которых бы не было персонажей-зверей или полузверей. Маскоты, талисманы, в том числе знаменитый Кумамон – неофициальный символ префектуры Кумамото, уже давно стали частью популярной культуры Японии.
Таким образом, претерпев незначительные изменения, культура любви к животным осталась актуальной в Японии по сей день, оставаясь важной частью аниме, манги и повседневной жизни.